Мастер-класс Пермогорская роспись тарелки

Мастер-класс: Пермогорская роспись тарелки

Роспись посуды — это не только способ скоротать время, но и наглядно проявить индивидуальность, характер, создать собственный дизайн на своей кухне, а самое главное — суметь удивить своих друзей и знакомых.

Вы можете таким образом расписать не только посуду для буфета, баночки под специи, керамическую плитку на стене, но и посуду, которой вы пользуетесь ежедневно, а при обжиге в обыкновенном духовом шкафу в течении 30 минут при 150 градусах, можно даже мыть ее в посудомоечной машине.

Мастер-класс петриковской росписи (Днепр)

Пермогорская роспись — это узоры народов Северной Двины XVIII века. На белом фоне красные, зеленые и желтые или золотые кони, пряхи, сирины, львы, единороги и каплевидное узорочье.

Для композиции своей тарелочки я выбрала невиданные цветы и кутюшек, которых решила окружить по краю изделия геометрическим узором пермогорской росписи.

Смотрится эффектно на кухне и притягивает взгляды на любом изделии, капелька древнерусскости не случайно нравится многим и является сегодня фаворитом среди вещиц для кухонного буфета.

Для тех, кто заинтересуется скажу, что с удовольствием потратила два часа свободного времени и получила заряд бодрости, гордости и желания продолжить в более крупном масштабе.

Для работы мне понадобились материалы:

Мастер-класс «Синяя птица» по мотивам гжельской росписи

— тарелка белая керамическая (можно взять стекло, фарфор или керамику);

— обезжириватель (аммиак, спирт, водка) и кусочек ткани, которой будете обезжиривать;

— карандаш и бумага для рисунка (я распечатала картинку из интернета);

— акриловые краски по стеклу и керамике: красная, зеленая, желтая и черная, например «Decola» (Невская Палитра);

— кисти №0, №1 и №2 (я пользовалась № 0 белка круглая и №2 плоская синтетическая);

— покрывной (акриловый) лак;

— пластиковый стакан для воды и тарелка-палитра;

Гжельская роспись «Тарелка с узорами»

— ватные палочки для исправления мелких помарок.

Инструкция по созданию росписи

Возьмите тарелку и хорошо ее обезжирьте спиртом. Приготовьте рисунок.

При помощи копировальной бумаги нанесите рисунок на поверхность тарелки, там где перевелось не четко, можно добавить линии карандашом от руки.

Если у вас перевелось не четко, обведите карандашом и добавьте нужные линии.

Поставьте крошечные точки на все детали красного цвета и покройте их красной краской.

Затем тоже самое проделайте с зеленой краской.

В итоге должна получиться примерно такая картинка:

Теперь берем черную краску и самую тонкую кисть №0 и аккуратно начинаем обводить все линии:

Продолжаем работать, пока не обведем все линии. В итоге получилась такая тарелочка:

Теперь намечаем по краю тарелки геометрический узор карандашиком.

И постепенно в том же порядке, заполняем красками свои треугольнички.

Теперь стираем видимые линии карандаша обычным ластиком. Получилось так:

Такую посуду можно использовать в быту и мыть обычным способом, когда через 3 дня окончательно закрепится краска.

Если вы хотите мыть свою посуду в посудомоечной машине, через 3 часа, когда краска подсохнет, поставьте тарелку на решетку в духовой шкаф на 30 минут при температуре 150 градусов. По окончании работы получилось так:

Работу можно выполнять вместе с детьми, какое удовольствие расписать детскую посуду или даже домашний сервиз!

Желаю удачи, как только творческий фонарик внутри вас зажжется, вы увидите, что вам по силам такая задача, стоит только захотеть!

Пермогорская роспись для детей — учимся рисовать

Категория: Рукоделие

| Опубликовал: svasti asta, посмотрело: 4 248, фото: 22

Содержание:

  • 1 Введение
  • 2 Краткая история пермогорской росписи
  • 3 Элементы пермогорской росписи
    • 3.1 Палитра мастера
    • 3.2 Пермогорские ленточки-бордюры
    • 3.3 Прялка
    • 3.4 Округлые листья, ягодки
    • 3.5 Трехлопастный цветок
    • 3.6 Тюльпановидныи цветок
    • 3.7 Пермогорские птицы-петушки
    • 3.8 Птица Сирин — птица счастья, птица-дева, птица-оберег!
    • 3.9 Жанровые сценки «пряхи» или «посиделки» и «чаепитие»
    • 3.10 Композиция в полосе и квадрате, композиция в круге
  • 4 Варианты раздаточного материала

↑ Введение

Издревле люди украшали свой быт изделиями декоративно-прикладного творчества. Эти изделия можно было не только использовать в хозяйстве, но они еще несли в дом красоту, радовали глаз. Со времен язычества, да и в христианстве, люди верили, что вещи, предметы быта, одежда, украшенные символическими узорами, оберегают жилище и человека от злых духов, болезней, несут радость, здоровье и счастье.

Вот поэтому-то крестьянская изба снаружи всегда украшалась резьбой, росписью, начиная с калитки и до крыльца — входа в жилище. Элементами-символами люди стремились уберечь свой дом от беды. Одежду также украшали узором: например, вышивка на мужской рубахе на предплечье должна была придать силу мышцам руки при работе, подол женского сарафана, украшенный узором, оберегал от простуды, злого духа.

Можно привести множество мест, где проживали умельцы, чего они только не умели делать: это и знаменитая на весь мир хохлома, и славный город Городец, это и великолепные изделия из кости, и волшебные вологодские кружева.

Мастера, делавшие эти вещи, вкладывали в их изготовление столько умения и вкуса, что сейчас они собраны в музей и мы можем полюбоваться ими как произведениями народного искусства.

Многие ремесла уже позабыты, многое утрачено. и наша задача вспомнить, восстановить и возродить эти потери, чтобы в будущем другие поколения могли увидеть и почувствовать, на что были способны их предки.

Мастер-класс по росписи деревянной плакетки в стиле «Пермогорская роспись».

Мы должны узнать историю и культуру нашей России, но прежде всего нам нужно научиться любить и понимать культуру своей малой родины, того уголка необъятной России, где ты родился, того края, где ты живешь!

Богата Русь народными умельцами, но, пожалуй, такого разнообразия форм творчества, как у нас на Севере, вряд ли где можно найти! Это и плетение из прутьев и бересты, каргопольская глиняная игрушка, знаменитая птица счастья, о которой сложена легенда, это удивительные расписные прялки, резные шкатулки, изделия из кости, это знаменитые Малые Корелы, северные вышивки и изделия ткачества.

Чего только не умели наши предки! Многое из того, что могли они, в наше время опытным мастерам-художникам порой даже не под силу. Можно долго перечислять все, что умели делать простые люди Севера, что является высокохудожественными вещами — глаз радует да сердце согревает.

В час раздумий, в час мечтаний,
В тихий отдых от забот,
В свете северных сияний
У мятежных вод
Кто-то создал эту сказку.

Удивительно своеобразна и красива природа Севера. Мы отправимся с вами в путешествие по Северной Двине в гости к мастерам Пермогорья, и чем ближе цель нашей поездки, тем выше горы.

Вот и Пермогорье, расположенное на самом высоком берегу Северной Двины, поэтому и названа пристань «Пермогорье» — первые по высоте горы.

От дебаркадера вверх идет крутая лестница — 130 ступенек! Зато когда поднимешься на самый верх, открываются такие дали, что невольно хочется остановиться и оглядеться.

Алый цвет зари, зеленая трава, желтые лютики и светлое-светлое небо.

Вот откуда, оказывается, яркие узоры в росписи художников Пермогорья. Они повторяли то, что видели в родной природе Севера.

Встреча с выпускниками онлайн курса по изучению пермогорской росписи

Вместе с яркой росписью в жилище крестьянина входило солнце и лето даже в темный зимний день.

В 4-х километрах от пристани, в деревнях Большой Березник, Грединская, Черепаново (имеют общее название Мокрая Едома), испокон веков жили люди трудолюбивые и веселые, мастеровые, одним словом.

И действительно, простые крестьяне создавали неповторимую сказку, радующую глаз и согревающую сердце. Все свои изделия мастера изготовляли из липы, осины и бересты. Роспись превращала их в подлинные произведения искусства.

Используя всего несколько элементов: бордюры-ленточки, округлые листочки и ягодки, трилистники, тюльпановидные цветы, петушки, птицы Сирины, а также жанровые сценки из повседневной жизни, небогатую палитру — красный, желтый, зеленый цвет и черный контур, гусиное или сорочье перо, пермогорские мастера расписывали предметы быта, которые служили им долгую службу.

«Сей бурачок очень крепок и угож. » Бурак, бурачок, туес — это цилиндрический сосуд из березовой коры. Они были в большом употреблении у крестьян.

С туеском и набирухой ходили деревенские ребятишки в лес по грибы да ягоды. В набируху дары леса собирали, а в туесок наливали квас или ключевую воду, которая весь день на солнышке оставалась такой же холодной, как в самом родничке или ключе.

В коробе-хлебнице подавали хлеб к столу, это был своеобразный ритуал, обряд. Ее уносила девушка, выходя замуж, как приданое.

Крестьянские семьи были большие, соль была дорогая, и ее взносили на праздничный стол в солонице-конике.

Для пива и хмельных напитков была предназначена другая парадная посуда из дерева — скопкарь.

Роспись тарелки, Мастер класс!

Все вещи, сшитые и украшенные девушкой, складывались в большой сундук, который расписывался особенно ярко и торжественно, хотя и показывался всего один раз — в день свадьбы.

Яркие расписные сани на масленицу мчались с высоких пермогорских берегов.

Рассматривая в музее изделия мастеров, мы замечаем, что одни вещи сплошь покрыты цветами и листьями, на других — яркие петушки, птицы Сирины, бытовые сценки.

Существует легенда, что среди бескрайних водных просторов, которые были началом всех начал, стояло дерево. От двух птиц, свивших на нем гнездо, началась жизнь на земле. Дерево (древо) — символ жизни, всего живого, а охраняющие его две птицы — символ добра и семейного счастья.

↑ Краткая история пермогорской росписи

Из художников, работавших во второй половине XIX в., в народе помнят наиболее искусных мастеров — Якова Ивановича Ярыгина, его брата Максима Ивановича и Андрея Игнатьевича Хрипунова. Сведений о художниках более старшего поколения, к сожалению, нет.

В последние два десятилетия XIX века начинается упадок пермогорской росписи. Лишь в немногих работах сохранились былое мастерство, виртуозность первого рисунка и живость импровизации, красота и сочность колорита. Лишь редкие мастера, обладавшие большим природным талантом, создавали в этот период вещи, которые могли сравниться с произведениями, исполненными в предшествующие десятилетия.

Деревни Черепаново, Большой Березник, Грединская носят общее название — Мокрая Едома.

Экспедиция Загорского музея сумела выявить имена всех мастеров последнего поколения. Это были потомственные семьи художников, росписи которых различались творческим почерком, хотя все они работали в рамках одной традиции.

Вот их имена: Василий Семенович Хвостов, Михаил Семенович Хвостов, Александр Семенович Хвостов, Василий Лукьянович Мишарин, Александр Лукьянович Мишарин, Александр Яковлевич Ярыгин, Федор Яковлевич Ярыгин, Егор Максимович Ярыгин, Дмитрий Андреевич Хрипунов, Василий Андреевич Хрипунов.

В 30-е годы XX в. роспись в Мокрой Едоме (Пермогорье) окончательно заглохла.

↑ Элементы пермогорской росписи

↑ Палитра мастера

Учащиеся знакомятся с красками, которыми пользовались пермогорские мастера, с понятиями: основной цвет, сопутствующий цвет и оживка, контур.

Рисование для детей 4-6 лет. Хохломская роспись тарелки.

Практическая часть. Упражнение «Палитра мастера». Дети пробуют накладывать кистью основной цвет, смешивают основной цвет с желтым сопутствующим, смешивают желтый и зеленый цвета, учатся проводить тонкую живую черную линию — оживку (можно, если нет тонкой кисти, выполнять металлическим пером).

↑ Пермогорские ленточки-бордюры

Некоторые предметы украшались только ленточками-бордюрами, иногда бордюры как бы завершали композицию, придуманную мастером.

На таблице показаны этапы выполнения бордюров в цвете. Здесь их 6 видов:

душ с капелькой,

  • душ с точкой.
  • Всю работу над бордюром можно разделить на 4 этапа:

      вся ленточка выполняется желтым цветом,

    выполняются отдельные элементы зеленым цветом,

    красным цветом выполняются остальные элементы бордюра,

  • тонкой живой линией прорисовываются оживка, контур элементов бордюра.
  • Такой порядок нанесения красок наиболее удачен.

    ↑ Прялка

    С детства, с 6 — 8 лет, девочка в крестьянской семье начинала готовить себе приданое к свадьбе: пряла нитки на прялке, для того чтобы потом наткать полотна для полотенец, рубах и сарафанов.

    Отец делал маленькую детскую прялочку. А жених дарил своей невесте красивую расписную прялку, и шла она по деревне на посиделки, гордо неся ее, чтобы все видели эту красоту. Считалось: у кого самая красивая прялка, ту больше всех жених любит.

    Пряла девушка пряжу на такой прялке, и не казался ей вечер долгим, а труд утомительным. И в знак взаимной любви дарила она потом тканый расшитый пояс своему жениху со словами «Кого люблю, тому дарю».

    Пермогорские прялки — корневого типа с большой лопатообразной лопастью, завершающейся пятью или семью круглыми или коневидными гладко окрашенными «маковками», «городками». Внизу на лопасти имеются по две «серьги» («чуски» на местном диалекте), расположенные по обе стороны массивной высокой ножки — «стояка», переходящей в основание — «донце» прялки.

    Роспись лицевой стороны лопасти (лопаски) разбивается на две части. Верхняя — большая часть — всегда имеет традиционный сюжет: птица Сирин в ветвях древа. Древо это порой трудно разглядеть в хитроумно переплетенных цветущих побегах, усеянных красными, зелеными, желтыми цветами и листьями. Но если вглядеться получше, можно увидеть, что ветви его, написанные пером (что позволяет отнести эту роспись к графическим), начинают расти из одного стебля, иногда с небольшой треугольной «горки». Птица Сирин чаще всего заключена в круг и расположена или в середине древа, или под ним.

    В нижней части прялки помещается сюжетная композиция с катанием, чаепитием, посиделками и т. д.

    Обрамление прялки и деление ее на композиционные части (по вертикали) — ставы производятся поясками бордюров, что позволяет предположить, что расписные прялки сменили более архаичные резные.

    В росписи используются излюбленные мастерами цвета: красный, зеленый, желтый, реже — синий. В ранних пермогорских росписях присутствовали красно-оранжевый, синий, охристый.

    ↑ Округлые листья, ягодки

    На рисунке даны упражнения, которые выполняются карандашом безотрывно: различной формы кустики, листочки, бруснички и клюквы.

    Под цифрами 1-4 показано поэтапное построение элементов в цвете.

    В дальнейшем последовательность работы в цвете над элементами и композициями повторяется:

      1-й этап — вся работа ведется желтой краской;

    2-й этап — затем добавляем зеленый цвет;

    3-й этап — наносим основной красный цвет;

    5 класс. Выполнение эскиза тарелки в технике гжельской росписи

  • 4-й этап — выполняются оживка, контур черной краской.
  • Движение руки легкое, живое. В нижнем ряду составление и последовательное выполнение несложной композиции. Такой композицией дети могут украсить уголок альбома, в котором они будут заниматься на уроках по изучению пермогорской росписи.

    Эти элементы — неотъемлемая часть росписи любого предмета, изготовленного пермогорским мастером.

    ↑ Трехлопастный цветок

    Первые два ряда таблицы дают возможность научиться легко и бегло выполнять данный элемент. Обратите внимание, что цветок бывает нескольких видов, он может быть как симметричным, так и несимметричным. Сердцевинка цветка может состоять из большой капельки желтого и зеленого цвета и из кустика тех же цветов.

    В третьем, четвертом и пятом ряду показана поэтапная работа над цветками трех видов.

    После изучения данного элемента рациональным будет выполнение композиции в полосе из знакомых элементов. Например, можно оформить закладку для книги.

    ↑ Тюльпановидныи цветок

    Этот элемент наиболее сложный, дети должны постараться выдержать симметрию в изображении цветка. Уместно напомнить им значение слова «симметрия» (соизмеримость, одинаковость в расположении частей по противоположным сторонам).

    Тюльпан состоит из нескольких элементов, входят сюда и листочки, и элемент трехлопастного цветка, и ягодки. Дети выполняют упражнение карандашом. Затем используют таблицу, копируют изображение нижнего ряда и добиваются сходства с рис. 4. Поэтапная работа в цвете показана на рис. 1-4.

    ↑ Пермогорские птицы-петушки

    В первых двух рядах — упражнения по выполнению петушка, курочки, птицы. Изображения разные, и дети должны это отметить. Все линии очень плавные, мягкие, живые. На рис. 1-4 показано поэтапное выполнение элемента в цвете. Используя знакомые элементы, уместно для закрепления составить композицию в квадрате, т. е. выполнить панно (картина или орнамент, украшающий участок стены, потолка).

    ↑ Птица Сирин — птица счастья, птица-дева, птица-оберег!

    На гибкие побеги нанизаны трехлопастные, чуть изогнутые листья — цветы с острыми кончиками и тюльпановидные цветы, среди них кустики из округлых листьев и ягодок.

    Мастер-класс по Пермогорской росписи

    В этот растительный узор вписывается птица счастья — Сирин, птица с женским лицом (рис. 4).

    В верхнем ряду таблицы показаны упражнения для изображения в дальнейшем птицы Сирин. Как работать в цвете, показано на рис. 1-4.

    Уместно порисовать птицу в разные стороны, это очень сложный элемент росписи, который всегда присутствовал в росписи прялки.

    Рекомендуется провести небольшую беседу о птице Сирин. Дети не должны путать северную птицу Сирин, которая считается оберегом, птицей, несущей добро, счастье в дом, с легендарными птицами-девами, поющими сладостные мелодии, зазывающими морские корабли на рифы.

    После изучения этого элемента желательно составить композицию в круге, т. е. птица Сирин всегда обрамлялась кругом с одним из видов бордюра.

    ↑ Жанровые сценки «пряхи» или «посиделки» и «чаепитие»

    В растительный узор росписи пермогорские мастера вписывали также сценки из повседневной жизни (жанровые сценки): катание на лошадях, выезд, чаепитие, свадьбу и т. д.

    Сюжетные росписи всегда жизнеутверждающие, радостные — это торжество жизни: цветы, домашние животные (например, кошка — символ домашнего уюта). Эти рисунки могут нам рассказать о текущей ситуации или о занятии хозяина. Мастер в своей росписи изображал окружающую его жизнь, отражал какие-то яркие события из этой жизни. На изделиях можно увидеть рыбалку, пароходы, сцены крестьянского труда.

    Эта мысль проходит красной нитью через все композиции мастеров.

    Пусть дети придумают свои композиции для хлебницы, для санок, для люльки-колыбели и т. д.

    ↑ Композиция в полосе и квадрате, композиция в круге

    Используя эти таблицы, можно провести уроки художественного труда: изготовить квадратную коробочку-шкатулку и блюдо на уроках из папье-маше, выполнить грунтовку «под дерево», расписать эти изделия пермогорской росписью. Можно использовать также трафареты ложек, черпаков, больших прялок, изготовленных из бумаги туесков и набирух и др.

    В конце изучения темы «Пермогорская роспись» провести яркую и содержательную выставку работ детей под названием «Пермогорская ярмарка», так как именно в Пермогорье в конце XIX — начале XX вв. проходили знаменитые на всю губернию веселые ярмарки, куда съезжались мастера отовсюду себя показать да других посмотреть.

    Мастер-класс «Пермагорская роспись»

    Ольга Дульнева
    Мастер-класс «Пермагорская роспись»

    Люди с древних времён старались украсить свой дом не только дорогими вещами, а и узорами, которые были краше,интереснее и не повторялись бы. Так зародились филимоновская. дымковская, городецкая, гжелевская и многие другие. Но мне сегодня хочется рассказать о Пермогорской росписи. Пермагорская роспись зародилась высоко в горах на Северной Двины в 18 веке. Росписью предметов быта занимались в основном зимой мужчины. Основной фон-белый- это чистое Архангельское небо, основной цвет- красный-алые зори, вспомогательные цвета-жёлтый-лютики и зелёный-трава, чёрный используют для контура. В основе узора Пермагорской росписи- это растительный мир, животные,

    Птица Сирин- птица счастья,

    Птица — дева, птица-оберег.

    и люди в быту. Украшали не только посуду, а так же шкатулки, предметы кухонной утвари,

    но главное в доме это была прялка, которая передавалась в наследство дочери, и считалось её основным приданным.

    Для начала работы выбираем любую плоскую форму.

    и с помощью трафарета наносим узор.

    Приступаем к росписи узора, использую кисти №1 и №2, краску гуашь,узоры настолько мелкие, что требуют особой усидчивости и терпения.

    После того как основной узор выполнен,

    мы приступаем к обведению контура тонкой кистью с чёрной краской.

    Высохув, можно покрыть лаком и приятно использовать в быту сделанную своими руками вещичку. Посмотрите какие красивые сердечки получились у нас.

    Сколько солнца, тепла, позитива и отличного настроения вложили мы в свои работы, такие сердечки не стыдно подарить друзьям.

    спасибо за внимание! Попробуйте и Вы украсить свой дом Пермагорской росписью!

    «Небесный ирис». Роспись по стеклу. Мастер-класс Витраж-это уникальный вид искусства имеющий множество разновидностей. Это изысканный вид искусства,использующий свет для своей красоты. Историки.

    Изобразительная деятельность. «Мезенская роспись» (роспись тарелочки) Воспитанники нашей группы с удовольствием изучают новые техники и виды росписи. Ребята уже познакомились с Хохломской росписью- сказочной,.

    Мастер-класс — деревянные расписные бусы «Городецкая роспись» Наступило лето! А когда ещё, если не летом носить яркие, необычные украшения. Предлагаю вашему вниманию мастер — класс по изготовлению.

    Мастер-класс для педагогов «Роспись платочка» в технике батик Мастер-класс Тема: Мир батика. Цель: Учить педагогов использовать в рисовании с детьми нетрадиционные технику- Батик. Задача: Повышать уровень.

    Мастер-класс для родителей «Городецкая роспись» ГБДОУ детский сад №35 Кировского района Санкт-Петербурга Старшая группа №6 Воспитатель Соловьева А. П. Мастер-класс для родителей «Городецкая.

    Мастер-класс: «Дымковская роспись на поделке из соленого теста» Задачи: Формировать умение украшать фигурки элементами дымковской росписи Продолжать знакомить детей с народным творчеством — дымковская.

    «Изготовление рукавички». Конспект урока по ИЗО в 1 классе коррекции Тема урока: «Изготовление варежки» Цель урока: 1. активизация творческого потенциала учащихся с помощью различных художественно-изобразительных.

    Мастер-класс по дополнительному образованию. Кружок «Мастер-самоделкин» ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КРУЖКОВАЯ РАБОТА. КРУЖОК «МАСТЕР – САМОДЕЛКИН» Обереговая кукла «Кубышка-Травница» своими руками Автор мастер.

    Детский мастер-класс «Серебряное копытце» — рисование в нетрадиционной технике (гуашь и соль) сегодня хочу представить вашему вниманию картину «Серебряное копытце», которорую мы с сыном нарисовали в преддверии Нового года! Выполненна.

    Упражнения с мячом для подготовительной части урока по баскетболу (6 класс) Мастер – класс. Тема: «Упражнения с мячом для подготовительной части урока по баскетболу,6 класс.» Задачи: подготовить организм к основной.

    Пермогорская роспись по дереву: особенности техники, история возникновения

    Декоративно-прикладное искусство передает восприятие мира, его самых выразительных и значимых явлений путем художественного осмысления. Не исключение и пермогорская роспись, крестьянский промысел Северной Двины. Об интересной истории художественного направления, об особенностях и тонкостях техники, а также о ее базовых элементах – далее.

    Пермогорская роспись – история возникновения

    Возникновение промысла, прославившего не просто свой регион, но и русское декоративно-прикладное искусство за пределами страны, связано с 13-ым столетием. Пермогорьем называют пристань, расположенную на самом высоком берегу реки Северная Двина. Группа деревень Красноборского района, объединенная общим названием Мокрая Едома стала родиной промысла. Мокрой Едомой именуют деревни Помазкино, Черепаново, Большой Березник и Грудинская. Именно в этих поселениях зародилась роспись, которую знают по определению «пермогорская».

    Считается, что базой для возникновения промысла стала великоустюжкая роспись. А уже умельцы Великого Устюга черпали вдохновение (или попросту заимствовали) свои художественные мотивы с орнаментов восточных тканей. Потому и пермогорской, и родственной ей борецкой росписи присущи так называемые ковровые композиции. Ранние образцы северодвинских работ напоминают арабески.

    Научный подход к изучению росписи северной Двины начался только в 1959 году, именно в это время Заморскому музею-заповеднику удалось организовать экспедицию в центры художественного производства. Так, только в середине 20-ого века установили три самодостаточных вида росписи — пермогорскую, ракульскую и северодвинскую (последнюю впоследствии разделят на подвиды).

    Особенности и описание техники

    Искусствоведы обязательно увидят в канве, сюжетной линии и технических особенностях пермогорской росписи по дереву отсылки к древнерусским книжным миниатюрам. Они же связаны с иконографией. Легко просматривается это на расписных прялках, основных артефактах, которые представляет пермогорская роспись по дереву.

    Сюжеты оформления деревянных конструкции чаще обыгрывали два популярных варианта:

        Медальон с изображением птицы Сирин на фоне райских кущ. Или же несколько таких птиц, расположившихся у символического Древа жизни. В нижней части работы изображалась сцена катания на санях, свадебные обряды. Раннее творчество включает мотивы с приездом купца.
        Супрядки (посиделки). Девушки и женщины сидели под окнами за пряжей. В нижнем ставе изображение все того же свадебного обряда. Супрядки прокладывали свадебную тематику не только в пермогорских работах: эту событийную связь художники подметили в жизни.

    В Пермогорье расписывали не только прялки, другие вещи обихода мастера также старались оформить согласно устоявшейся традиции. Преображались под умелой рукой художника ковши, жбаны, блюда, солоницы и чарки. Нарядный вид принимали ведра и побирухи. Замахивались умельцы и на большие формы – телеги и сани, дуги и хомуты, ткацкие станы и прялки. Обычные предметы крестьянского быта превращались в ценные творческим переосмыслением вещи.

    Основные элементы пермогорской росписи по дереву

    Чем де отличается эта техника от немалого количества других? Прежде всего, присуща ей высокая степень повествовательности. Каждый элемент продуман, детали выстроены в одну «говорящую» композицию. В растительном узоре просматриваются жанровые и бытовые сюжеты – художник выступает в роли красноречивого рассказчика
    Главные элементы техники:

    • Бордюры и ленточки. Не зря начало изучения росписи – это исследования окаймления работы, которое нередко недооценивает созерцатель. Именно оно придает работе завершенность, цельность, узнаваемость. Размер окаймления не крупнее рисунка, он не давит его, а комплементарно оформляет. Между каждым видом бордюра художник прокладывает монохромную полосу, смягчая переход между элементами. Треугольнички, ромбы и дуги с капельками – отличительные особенности пермогорской росписи.
    • Углы. В этой технике умельцы акцентируют заполнение углов. И хоть они тоже носят только вспомогательный характер, затейливость узоров в углах приковывает внимание зрителя, отображает кропотливую работу мастера.
    • Приписки. Это мелкие элементы, удачно заполняющие, организующие пространство расписной работы. Листочки, ягодки, «огуречники» могли быть монохромными, часто использовались они как автограф автора, служили своеобразным «фирменным стилем».
    • Тюльпан, трилистник, древо, птица Сирин – пермская роспись не обходилась без столь узнаваемых элементов. Тюльпан придавал работе изящества, тонкости, трилистник считался основным растительным мотивом. Древо – это сама жизнь и мудрость ее течения, птицы – вестник продолжения жизни, надежды на счастливую судьбу. Птица Сирин, как одна из визитных карточек техники, считалась обережным, счастливым символом.

    Крестьянское искусство, подпитываемое народной мудростью, внимательностью к традициям и естественному календарю жизни, взрастило и современное творчество. Художественные наработки предков берут начало в старинных промыслах. Элементы пермской росписи можно увидеть во многих современных дизайн-концепциях: на упаковках продуктов, в рекламе, в производстве украшений и т.д

    Ниточки творчества могут истончаться, но прочность традиций и генетического стремления к непрерывности искусства не дают им порваться. И сегодня художники, владеющие уже новыми инструментами, программами, формами работы с изображением, продолжают традиции прадедов.

    Роспись тарелок своими руками для начинающих – 5 мастер-классов

    Роспись тарелок своими руками – это творчество, которое доступно как для опытных, так и для начинающих декораторов. Ведь техника очень легко осваивается, не требует покупки дорогостоящих материалов, траты времени и сил, поэтому вы можете не бояться потерять интерес к процессу. А еще ручная роспись по стеклу и керамике может стать вашим постоянным хобби, методом релаксации или даже хэнд-мэйд бизнесом на Интернет-площадках вроде Ярмарки мастеров или Etsy.

    В этом материале мы рассмотрим следующие способы и техники росписи тарелок своими руками, которые подойдут для начинающих:

    1. Точечная роспись тарелок;
    2. Роспись по трафаретам и шаблонам;
    3. Художественная ручная роспись тарелки;
    4. Витражная роспись по стеклу.

    Мастер-класс №1: точеная роспись тарелок

    Точечная роспись тарелок (пике или point to point)– это техника рисования и создания контуров точками, благодаря которым можно добиться эффекта чеканки, инкрустации камнями, цветными стразами или вышивки бисером. На фото ниже вы можете взять на заметку удачные сочетания цветов и узоров (листайте фото вправо).

    А вот идеи декора пиал в технике пике.

    Для работы вам понадобится:

    1. Ватные диски для обезжиривания и ватные палочки для коррекции неудачного рисунка;
    2. Спирт этиловый, жидкость для снятия лака или специальный обезжириватель;
    3. Контурные акриловые краски нужных цветов;
    4. Аэрозольный лак для закрепления и защиты рисунка;
    5. Иголка и бумага для очистки тюбиков.
    • Если вы хотите использовать тарелки по их прямому назначению, то выбирайте запекаемые акриловые краски с подписью dishwasher ability или dishwasher resistant. Прочные контурные краски можно найти в марках Hobby Line Kreul, Decola, Marabu и Pebeo Vitrail.
    • Краски не должны быть слишком густыми или слишком жидкими. Проверить это можно следующим способом: нажмите на тюбик – если краска выходит легко, но лужицей, то консистенция слишком жидкая, если выдавливается трудно – то слишком густая. Перед началом работ нужно протестировать каждый тюбик, так как разные цвета краски одного и того же вида могут быть разной консистенции.
    • Вы можете рисовать точки маленькой тонкой кисточкой, иглой или зубочисткой, используя акриловые краски для керамики в обычных баночках, если рисование из тюбиков кажется вам сложным.

    Первым делом нужно хорошо обезжирить поверхность спиртом или обезжиривателем с помощью ватного диска и только потом приступать к творчеству. Опытные мастера могут рисовать сразу на тарелке, не используя никаких эскизов и разметок, придумывая узоры прямо в процессе работы. Вы тоже можете довериться свободному полету мыслей и импровизировать. Но если вы хотите реализовать определённый художественный замысел, то лучше сначала нарисовать эскиз, шаблон, трафарет или разметку, продумав цветовую гамму и орнаменты.

    Для росписи по стеклу удобно применить шаблоны, которые можно приклеить с обратной стороны тарелки.

    Совет для начинающих: перед тем как расписать тарелку, потренируйтесь на бумаге ставить точки маленького, среднего и большого размера на одинаковом друг от друга расстоянии с одинаковым нажимом и давлением на тюбик.

    • Главные правила: в одной линии должны быть точки одинакового размера, а между точками должно быть выдержано одинаковое расстояние, и, очень важно, чтобы оно (расстояние) было минимальным, то есть таким, чтобы точки «читались», но не сливались в сплошной контур;
    • Помните, что чем больше точки, тем больше может быть расстояние между ними. И наоборот, чем меньше точки, тем меньше должен быть отступ друг от друга;
    • Рисовать нужно по принципу от общего к частному, то есть, начиная с крупных контуров и заканчивая прорисовкой мелких деталей.

    После работы краска должна застыть. Высушить их можно тремя способами:

    1. Естественным путем на 1 сутки – если вы хотите пользоваться тарелкой редко или вовсе использовать ее только как предмет декора.
    2. Просушить феном, а затем на 10-12 ч. оставить застывать краски естественным путем.
    3. Запечь при температуре 150-170 градусов полчаса, а затем, не вынимая из духовки дать посуде остыть – в случае, если вы хотите есть с расписанных тарелок. Желательно после обжига не мыть расписанную посуду 20 дней — так краска продержится дольше.

    После того, как краска на декоративной тарелке высохнет, вы можете закрепить ее лаком.

    Мастер-класс № 2: роспись тарелок по трафаретам и шаблонам

    Другой способ, который может освоить любой желающий – это роспись посуды с помощью трафаретов и шаблонов.

    Для работы вам понадобится:

    1. Акриловые краски по стеклу и керамике или фломастеры для росписи посуды, которые бывают разных цветов и толщины стержня. В России чаще всего можно встретить маркеры от Marabu;
    2. Художественные синтетические кисти подходящих размеров (при необходимости) или губка для тампования;
    3. Жидкость для снятия лака, спирт или обезжириватель и ватные диски для обезжиривания;
    4. Все, что нужно для рисования и вырезания трафарета или шаблона: бумага, резак, карандаш.

    Сначала вам нужно нарисовать самим или распечатать готовый трафарет/шаблон, а затем канцелярским ножом вырезать нужные отверстия. Пожалуй, в этой технике только этот этап можно назвать трудоемким. Дальше все гораздо проще: обезжириваем поверхность и приклеиваем шаблон на дно скотчем.

    Затем закрашиваем/тампуем рисунок по трафарету. После чего на вашей картинке можно расставить акценты, прорисовать детали или контуры.

    Если вы рисовали акриловыми красками, то вы можете просушить их естественным путем, феном или в духовке согласно рекомендациям первого мастер-класса по точечной росписи тарелок.

    Мастер-класс № 3: Художественная роспись вручную кистями

    Роспись тарелок традиционным способом, то есть кистями и красками – это лучший способ написать настоящий шедевр.

    Для работы вам понадобится:

    1. Художественные синтетические кисти разных форм и размеров;
    2. Акриловые краски для стекла и керамики или запекаемые витражные краски на водной основе;
    • Совет: витражные краски более прозрачные и, в то же время, яркие, но с ними чуть сложнее работать из-за жидкой консистенции и свойства растекаться по поверхности, поэтому их часто используют в сочетании со сдерживающими их контурными красками. Кроме того, имейте в виду, что витражные краски на основе растворителя не подходят для росписи тарелок, которые будут использоваться по прямому назначению.
    1. Любой обезжириватель.

    Сначала нужно написать подмалевок, то есть нарисовать крупные части композиции, которые и будут ее основой. Далее добавьте объем и глубину рисунку, используя темные и светлые тона. А затем займитесь прорисовкой деталей. В конце работы воспользуйтесь рекомендациями по фиксации краски из первого мастер-класса.

    • Смешивайте краски и играйте с полутонами, чтобы получить необычные цвета и эффекты.
    • Роспись керамической тарелки с матовой глазурью будет легче, чем роспись по глянцевой керамике или стеклу, так как краска будет ложиться плотнее и ровнее.

    Вот простые, но интересные идеи для росписи тарелок кистями и акриловыми красками своими руками для начинающих художников (листайте фото вправо).