Мастер-класс Крашение тканей природными красителями

Крашение тканей природными красителями

Этим летом мне наконец-то удалось поробовать крашение ткани натуральными растительными красителями. А все началось с покупки домотканины разных фактур. И я подумала, что ткань сотканныя человеческими руками лучше всего подходит для крашения травами, так она еще больше впитает в себя положительной энергии, приобретет благородный вид.

Представленный ниже мастер-класс не является профессиональным руководством, так как у меня нет многолетнего опыта крашения ткани. Но мне очень хочется поделиться своим опытом, а может и кого-то вдохновить.

Сбор растений-красителей можно осуществлять круглый год, в те периоды когда в «красящих» частях растений содержится больше красителя. Весной загатавливаются листья (после полного их раскрытия). Корни растений выкапывают либо весной (незадолго до цветения растений) или же осенью. Но многие растения сохраняют оптимальные красящие способности все лето (стебли и листья помидоров, моркови, картофеля, чистотела, зверобоя и др.).

Пижма и стебли помидоров.

Собранные растения необходимо измельчить, залить водой и прокипятить. В качестве закрепителя для окрашивания хлопчатобумажной ткани применяется поваренная соль. Но существуют и другие закрепители, которые усиливают красящий раствор и получаемый цвет (квасцы — белый порошок, применяют при окраске в «светлые»цвета, медный купорос — кристалы которого сине-зеленого цвета, подходит для получения темных цветов).

Прокипятив раствор, его лучше всего оставить остывать на всю ночь вместе с растениями, так они настоятся и отдадут все свои красящие вещества. На следующий день необходимо вынуть все части растений из воды. Теперь водный раствор красителя необходимо упарить, для более интенсивной окраски и процедить.

Ткань перед окрашиванием необходимо выстирать и высушить.

Пижма и стебли помидоров дали очень красивый насыщенный зеленый цвет, но надо иметь в виду что после полоскания и сушки цвет ткани поблекнет.

Ткань варить после точки кипения в течении часа. Потом остудить в растворе не вынимая ткань, чем дольше ее продержать, тем больше она прокрасится. После этого остудить раствор и прополоскать ткань в проточной воде несколько раз. В последнее полоскание добавить 2 ст. л. уксуса столового или эссенции 1 ст. л. Уксус закрепит краситель.

После полоскания и просушки получиласть такая ткань, немного неравномерно окрашенна но мне даже очень подходит именно такой эффект. Чтобы ткань окрасилась более равномерно, нужно для крашения емкость побольше и сырья растений соответственно тоже больше.

Далее я хочу показать какие оттенки получаются при окрашивании другими растениями. Технология такая же, как описано выше.

Чабрец и полынь.

Листья и стебли помидоров.

Получился красивый поллынный зеленый.

Сухая луковая шелуха.

Отвар получился очень интенсивный, но после полоскания ткань поблекла.

Черный чай и зверобой.

Общий результат крашения. Эти ткани предназначенны для создания одежды моим куклам, и думаю, получится очень красивая коллекция.

Спасибо за внимание, я буду очень рада, если мой мастер-класс кому-то пригодится. Я не сомневаюсть, что вы получите удовольствие и радость от процесса сбора, подготовки и окраски ткани растениями!

Окрашивание ткани натуральными красителями: Сныть / Natural Dyes: Ground Elder

all Dolls

Все, что вы хотите знать о куклах handmade

  • Главная
  • Материалы для кукол
  • Окрашивание ткани травами

Окрашивание ткани травами

Для любой ткани, особенно сотканной вручную, наилучший способ окрашивания — это использование натуральных материалов, например, трав. Благодаря им она приобретает естественный, приятный глазу цвет. В дальнейшем ее можно использовать для пошива кукол, других игрушек, а также нарядов к ним.

К тому же, окрашивание натуральными красителями важно при изготовлении игрушек и кукол для детей, поэтому, смело приступаем к изучению азов домашнего крашения текстиля! Для этого мы будем использовать красящие растения.

Собирать красящие растения можно в течение года, каждое — в тот период, когда количество красителей в нем максимально:

  • весна подходит для сбора листьев, когда те полностью раскрылись;
  • осенью стоит выкапывать корни (или весной чуть раньше того, как растения начнут цвести);
  • многое можно собирать на протяжении всего лета (листья и стебли картошки, хвоща, пижмы и т.д. ).

Пижма и стебли помидоров

Перед тем, как окрашивать материал, его нужно постирать и дать ему высохнуть.

Добытое сырье нужно измельчить, поместить в воду и прокипятить. Чтобы в дальнейшем закрепить «краску» на полотне, подходит обычная соль. Прочие варианты-«закрепители», которые могут даже усилить получившийся оттенок:

  • квасцы — для окраски в светлые тона;
  • медный купорос — для темных цветов.

После кипячения раствора ему стоит дать настояться на протяжении ночи, не вынимая растений — так они полностью «отдадут» цвет. После сырье из емкости нужно целиком убрать, а получившийся настой упарить, процедить и использовать для крашения.

Если вы хотите тонировать уже готовую одежду из натуральных тканей, то смотрите МК: Состариваем одежду>>>

Чем больше вы берете емкость и растений для нее, тем равномернее будет окраска на ткани. Однако можно воспользоваться и небольшой ёмкостью — неравномерно окрашенное полотно тоже может быть очень своеобразным и красивым благодаря случайным разводам.

После точки кипения ткань должна находиться в настое в течение часа. Затем, не вынимая ее, надо дать раствору остыть. От того, как долго полотно в нем находится, зависит насыщенность итогового цвета. Т.е. вы сами можете выбрать насыщенность цвета, дав ткани побыть в растворе немного или подольше. Далее надо несколько раз прополоскать ткань, в последний раз добавив в воду пару ст.л. столового уксуса — тот закрепит красящее вещество.

Когда вы закрепите цвет, прополощите ткань и она подсохнет, то имейте ввиду, что цвета немного поблекнут. Итоговый результат на сухой ткани будет бледнее.

Примеры результатов после использования определенного сырья: пижма, стебли помидоров, чабрец, полынь, луковая шелуха и чай

Ткань после окрашивания чабрецом и полынью

Ткань после окрашивания листьями и стеблями помидоров

Ткань после окрашивания луковой шелухой

Ткань после окрашивания черным чаем и зверобоем
Общий вид тканей, окрашенных натуральными красителями

———-
Если вам очень понравился наш мастер-класс, напишите, пожалуйста, об этом в комментариях, и не забывайте поделиться понравившейся статьей в соцсетях!

Получайте первыми все новые статьи сайта на свою почту!
Подпишитесь на
новости all DOLLS>>>

Экопринт на шелке. Мастер-класс

Красить ткани самостоятельно — всегда интересно, это ведь некое таинство. Окрашивание ткани, пряжи войлочных изделий натуральными красителями очень популярно среди рукодельниц, а ведь наши бабушки, а тем более прабабушки знали в этом деле толк. В качестве красителей применяются корни, стебли, листья, цветы растений, минералы, пряности и даже грибы. Это невероятно захватывающий процесс, интересен зачастую своей непредсказуемость и уникальностью результата.

В этом мастер-классе я не буду вдаваться в историю крашения, хотя это очень интересно, я просто поделюсь своим опытом крашения шелка растениями – такой способ крашения называется «контактный». Шелк контактирует с листьями, цветами и травами в определенных условиях и краска с растений переносится на ткань.

Мы не будем использовать никаких агрессивных веществ, поэтому окрашивание можно проводить в обычной кухонной посуде, главное — достаточный размер емкости. В качестве закрепителя красок послужит обычный столовый уксус 9%.

Итак, что нам надо:

Красим ткани акриловыми красками. МК.

— кусок гладкого неокрашенного натурального шелка;
— вода;
— емкость для варки ( кастрюля);
— листья растений,
— пустая пластиковая бутылка от воды;
— лоскуты светлой натуральной ткани (не обязательно).

1. Предварительно замачиваем шелк в растворе уксуса, смешанного с водой. Я взяла на стакан воды 2 столовые ложки уксуса.После уксусной ванны на протяжении 20-30 минут, шелк извлекаем, слегка отжимаем и даем ему высохнуть.
Расстилаем шелк на горизонтальной поверхности и раскладываем на нем растения. Можно предварительно подсушить растения между листами газеты, но не обязательно.

2. Можно сверху увлажнить все при помощи пульверизатора — водой или слабым раствором уксуса. Накрываем гербарий белой натуральной тканью и слегка прижимаем (уплотняем) руками.

Я красила сразу несколько лоскутов, поэтому чередовала слои друг за дружкой: шелк, гербарий, ткань, шелк, гербарий.

3. Сворачиваем плотный рулик из всех слоёв и заталкиваем его в пластиковую бутылку, обрезанную с двух сторон. Для чего это надо? Чтоб получить отпечатки, нужен очень тесный контакт растения и шелка. Можно, конечно, намотать ткань с листьями на палку, обвязать веревкой все это дело и потом варить на палке (именно такой способ очень распространен). Но у меня на данный момент нет подходящего черенка лопаты, чтоб отпилить от него нужный брусок. А пластиковая бутылка при нагревании сжимается и запечатывает в себе наш «рулет».

4. Опускаем в кастрюлю и варим на медленном огне часов 4-5 под крышкой. Следим, чтоб бутылка с тканью была полностью погружена в воду. При необходимости пригружаем кирпичом или чем-то подобным. Оставляем потом все наше варево до полного остывания.

Окрашивание ткани натуральными красителями: Кора дуба / Natural Dyes: Oak bark

5. Извлекаем бутылку и аккуратненько надрезаем ножницами с одного из краев, дальше руками обрываем пластик (ножницами больше не пользуемся, чтоб не порезать ткань).

6. Разворачиваем рулик, снимаем растения с ткани и выбрасываем их. Ткань встряхиваем, развешиваем и сушим. Чем дольше ткань будет сухой, тем лучше закрепятся краски.

7.Высохшую ткань тщательно прополаскиваем теплой водой, без трения, наша цель — удалить остатки растений. Отжимаем шелк в полотенце и не дав ему полностью высохнуть, гладим утюгом, сначала через марлю, потом без неё.

Мастер класс ГУСЛЯНА КАРТЮШОВА крашение природными красителями

Получился шарфик очень нежных оттенков с явными отпечатками растений.

Доклад «Природные красители. как экологически чистый материал»

Доклад о природных красителях для тканей — растениях. А также о методики крашения.

Натуральные красители для нитей и ткани.

Скачать:

Вложение Размер
doklad.docx 31.73 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Федосеева Евгения Сергеевна

1курс, 19П группа, специальность «Закройщик»

ГАБОУ СО «Саратовский политехнический колледж»

Руководитель: преподаватель биологии Долинко О.В.

Природные красители, как экологически чистый материал.

Синтетические красители были созданы около 150 лет назад. До этого ткани окрашивали в разные цвета природными красителями, получаемыми в основном из растений. Сначала это были соки лепестков цветов, листьев и плодов, привлекавших внимание человека своей яркой окраской, затем человек научился добывать краску и из корней, коры.

Окрашивание ткани натуральными красителями: Зверобой / Natural Dyes: St. John’s Wort

В настоящее время тема работы остается актуальной, так как наблюдается возрождение и стойкое нарастание интереса к природным красителям. Главный аргумент в пользу возврата к природным красителям это их безопасность как соединений, синтезированных самой природой. Особенно для тех, кто думает о своём здоровье и о состоянии окружающей среды. Использование природных красителей может найти применение в окраске тканей для одежды людей, страдающих аллергией.

Объем исследований по расширению ассортимента растений, которые могут представлять ценность в качестве сырья для производства природных красителей, неуклонно растет. Можно выделить монографию профессиональных английских ботаников Джона и Маргарэт Кеннон, в которой приведены сведения о 48 растениях со всего мира, используемых с целью получения красителей для природных волокон, в основном шерсти и шелка.

Так как я обучаюсь по профессии «Закройщик», то решила выяснить, в какие цвета могли окрашивать свою одежду наши предки, жившие в средней полосе России, используя доступные растения. Попробовать самой осуществить процесс покраски ткани.

Целью нашей работы является: изучение технологии использования природных красителей как экологически чистого материала при крашении тканей.

Для достижения цели работы были поставлены следующие практические задачи:

  • подбор и анализ литературы по данной теме;
  • получение практических навыков по окрашиванию хлопчатобумажной ткани;
  • получение натуральных красителей из растений;
  • обобщение и выводы на основе результатов наблюдения.
  • получить образцы ткани, окрашенные натуральными красителями, воспроизводящие цвета одежды наших предков.

1. 1 История возникновения природных красителей.

Термин «краситель» своим происхождением обязан советскому ученому –химику А. Е. Порай-Кошицу и было введено им в научную терминологию в 1908 году . Растительные краски были одними из первых красок, которые начал употреблять человек, чтобы украсить себя, свое оружие, жилище и одежду.

Отличительная особенность красителя — способность пропитывать окрашиваемый материал (например, текстиль, бумагу, мех, волосы, кожу, древесину) — процессы диффузии и давать цвет по всему его объёму, фиксируясь тем или иным способом на активных центрах — процессы сорбции . .[ https://ru.wikipedia.org].

Один из распространенных красителей древности – индиго – получали из особых тропических растений. Листья этих растений загружали в большие чаны или просто в ямы и заливали водой. Там они бродили, продукты брожения постепенно окислялись кислородом воздуха и в результате получалось индиго, которое в виде синих хлопьев медленно оседало на дно. Само слово «индиго» происходит от латинского слова «индикус», что значит индийский. В Индии этот краситель был известен уже более 4000 лет назад. В средние века европейские страны завозили индиго во все возрастающем количестве. Французским законом 1563 года этот краситель был отнесен к жизненно необходимым предметам импорта – а ведь за него приходилось платить полновесной золотой монетой. Но самым распространенным красным красителем древности был крапп, который добывали из корня марены. Легенда утверждает, что ещё в 330 году до нашей эры Александр Македонский столкнулся со значительно превосходящими силами персов. Ночь положила конец сражению, и судьба войск должна была решиться утром. На совете военачальники Александра были смущены численным перевесом противника. Но Александр заявил: «Волки не считают овец, когда встречаются с ними». Он приказал солдатам своей армии до рассвета нанести на одежды красные пятна отваром корней марены и затем отдохнуть. Утром персидские разведчики донесли, что все греческое войско состоит из еле двигающихся раненых. Забыв всякую осторожность, персы бросились на расправу с бессильным противником. Военная хитрость Александра удалась. Подпустив расстроенные персидские войска почти вплотную, он решительным и неожиданным контрударом добился полной победы.

Широко использовались также ярко-желтые красители, которые извлекали из тропического растения куркумы и корней — барбариса. Эти яркие и прочные краски шли на изготовление драгоценных тканей. Более дешевыми красными красителями были сафлор, красный сандал, орсейль (краситель средиземноморского лишайника) и орлеан, из которого получали оранжевую краску для шелка.

Крашение в древности часто состояло из многочисленных стадий, и для получения нужного цвета ткани могли красить в течение нескольких недель. Крашение почиталось искусством.

В конце XIX-начале XX века искусство крашения природными красителями практически было утрачено. Первые синтетические красители, яркие и сравнительно простые в способах применения, вытеснили природные красители из практики не только промышленного, но и кустарного окрашивания тканей и пряжи. На протяжении всего нескольких десятков лет большинство древних рецептов было забыто и утеряно.

1.2 Природные красители — растения.

Природные красители – это органические соединения, которые вырабатываются живыми организмами и окрашивают животные и растительные клетки. Их химическая природа различна. Они есть во всех клетках и выполняют немало функций.

Основным источником сырья для производства природных красителей в настоящее время являются растения. Растения имеют специальные красящие вещества – пигменты, которых известно около 2 тысяч. В растительных клетках чаще всего встречаются зеленые пигменты хлорофиллы, желто-оранжевые каротиноиды, красные и синие антоцианы, желтые флавоны и флавонолы.

Многие растительные пигменты используются в качестве красителей: корнеплоды моркови дают желтый краситель, свекла столовая – красный пищевой краситель, окрашенные лепестки растений тоже дают определенный краситель [2, с.8].

Существует особая группа пигментов – антоцианы (от греч. «антос» — цветок, «цианос» — голубой), впервые выделенные из цветков василька синего [3, с.131].

Антоцианы содержат лепестки роз, васильки, анютины глазки и ряд других растений, а также многие плоды: яблоки, вишни, виноград, черника, голубика и другие. Поэтому вытяжки из антоцианов можно использовать для получения натуральных красителей. В отличие от пластидных пигментов (хлорофиллов, каротиноидов) антоцианы сосредоточены в вакуолях клеток. В фотосинтезе не участвуют [4, с.22].

Из литературных источников мы выяснили, какие растения можно использовать для получения красителей определенного цвета.

Из травы тысячелистника, в зависимости от способов обработки, можно получить желтую и зеленую краски, если перед крашением в экстракте

тысячелистника ткань протравить в железном купоросе — она окрасится в

желтый цвет. Для получения зеленого цвета ткань вначале кипятят в отваре тысячелистника, а уже затем опускают в водный раствор хромовых квасцов.

Крушина — волчьи ягоды (красящее вещество находится в коре).Произрастает на всей территории России. Кора некоторых видов крушины в свежем виде дает желтую окраску, а в сухом — коричневую.

Береза — красящее вещество содержится в листьях и молодой коре; листья и кора собираются в начале лета; из листьев получается ярко-желтая краска, из коры — желтоватая.

Полынь — трава красит в соломенный и палевый цвет, с квасцами — в лимонный цвет.

Ежевика — ягоды красят в темно-синий цвет.

Черника — ягоды красят шерсть, смоченную, квасцами (1:10), в фиолетовый цвет.

Щавель — растет почти повсюду; красящее вещество в листьях.

Можжевельник — растет почти повсюду; красящее вещество в ягодах.

Черемуха — внутренняя кора окрашивает в зеленый цвет.

Тополь — внутренняя кора красит пряжу в зеленый цвет, пряжа должна быть предварительно смочена железным купоросом (1:10).

Сухая кора крушины, кора дуба, кора сливяного дерева — дают коричневую окраску.

Трава серпуха — красит льняные и шелковые ткани.

Щавель конский — корень его, выкопанный осенью, дает коричневый цвет.

Крушина, волчьи ягоды — та же, что для получения желтого цвета; для красного цвета собирается не кора, а молодые ветки и листья до цветения.

Душица — трава красит шерсть.

Барвинок — трава красит шерсть в темно-серый цвет.

Копытень — красит шерсть в темно-серый цвет.( Приложение № 1)

Глава 2. Методика крашение ткани натуральными красителями.

2.1. Разнообразие способов крашения тканей.

Окрашивание ткани состоит из трех этапов: экстракция, т.е. извлечение красителя, закрепления (протравки) и промывания. Каждый материал окрашивают по-своему.

Способы крашения зависят от рода волокон материала, который требуется окрасить.

Для извлечения красителей из листьев, плодов, коры или корней их предварительно отмачивают в течение суток в мягкой холодной воде. После этого растения кипятят в той же воде 15- 30 минут. На 100г. растений берут 1-2 литра воды. Полученный отвар процеживают в посуду для крашения. Для полного выделения краски из растений их кипятят еще 15-20 минут в 1-2 литрах воды, которую смешивают с отваром. Для более интенсивного действия краски отвару иногда дают прокиснуть.

Крашение тканей растительными красителями требует предварительной или последующей обработки волокна солями металлов — протравливания. Она необходима для закрепления красителя.

Они могут быть химическими (квасцы, медный купорос) или природными (натуральная муравьиная кислота, рассол квашеной капусты и другие). Протравка делает окраску значительно более устойчивой в стирке и на свету. Чаще всего применяются квасцы (KAL(SO4)2 — 12H 2О), при этом получаю! самые светлые и чистые оттенки: желтые и бежевые. Реже используют в качестве протравки сульфат меди или медный купорос (CuSO4 — 5Н 2О) — для получения желтых, различных зеленых и коричневых оттенков; сульфат железа или железный купорос (FeSO1) — для получения серых, серовато- и коричневато-зеленых, в также красновато-коричневых оттенков; дихромат калия (К2 Ст2 О7 — 7Н2 О) — для получения горчично-желтых, зеленых, бежевых, коричневых оттенков и винную кислоту (Cu4 Н6 О6) — для получения бежевых и светло-коричневых оттенков. В качестве закрепителей используется также соль, уксус, березовая зола и другие. Протравка производится тремя способами:

I. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПРОТРАВКА .

Химические вещества растворяют воде. При температуре 40° С материал погружают в раствор и кипятят 15—20 минут, время от времени помешивая. Затем его вынимают и воду сцеживают. Мокрую ткань, пряжу или волокна кладут в холодный отвар, доводят до кипения и кипятят 45—60 минут. Отжи-мать пряжу во время протравки или после нее нельзя — окраска будет неровной. Протравленную пряжу надо осторожно переложить в отвар красителя.

II. ОДНОВРЕМЕННАЯ С ОКРАСКОЙ ПРОТРАВКА .

Самый удобный и распространенный способ. Прежде чем опустить окрашиваемые вещи в отвар красителя, в нем, тщательно помешивая, растворяют закрепители. В полученную смесь кладут чистый мокрый материал. До кипения смеси материал переворачивают все время, а затем с небольшим перерывами. Кипятить 45— 60 минут.

III. ПОСЛЕДУЮЩАЯ ПРОТРАВКА. Материал кипятят в отваре красителя. Затем вынимают его, добавляют в отвар раствор закрепителя и кипятят окрашиваемый материал еще 30 минут. Одно и то же растение при разных способах протравки дает различные оттенки цвета.

В работе мы применяли одновременное с окраской протравливание. Мы брали одинаковые количества протравителя и красителя, опускали туда смоченную в теплой воде ткань, а затем начинали кипятить в течении 30 минут.

Данные, полученные в ходе исследований, позволяют сделать следующие выводы:

  • из растительных пигментов можно получить природные красители;
  • природные красители можно использовать для крашения тканей.
  • в отличие от искусственных, являются экологически чистыми, так как для их получения можно использовать лепестки цветов, плоды растений, кору деревьев и другой материал.
  • природные красители можно получать в домашних условиях, они просты в обращении и ими легко окрашивать ткань.
  • эти красителя не загрязняют окружающую среду.

по результатам исследования нами составлена таблица (Приложение№1табл.1), в которую внесены названия растений-красителей, которые встречаются в нашей местности. И которые можно использовать, как красители для натуральных тканей

Окрашивание ткани натуральными красителями или как покрасить ткань с помощью авокадо

На основании проделанной работы мы пришли к выводу, что природные красители, в отличие от искусственных, являются экологически чистыми, так как для их получения можно использовать лепестки цветов, плоды растений, кору деревьев и другой материал. Природные красители можно получить в домашних условиях, они просты в обращении и ими легко окрашивать ткань. Эти красителя не загрязняют окружающую среду. Но главный недостаток природных красителей в том, что они дают неяркие цвета при крашении ткани, а если не использовать при крашении закрепители, то окраска ткани со временем становится блеклой. Тем не менее природные красители производятся и применяются, завоевывая свою нишу в текстильной продукции. Производство природных красителей составляет 10 000 тонн в год, т.е. 1% от общего выпуска синтетических. Прогнозируется возрастание в ближайшее время производства природных красителей до 90 000 тонн в год. Производство природных красителей сосредоточено, главным образом, в Мексике, в некоторых странах Средиземноморья и в Азии. Существуют немного компаний, производящих природные красители в промышленном масштабе:

– Rablia (Италия) с 1992 года производит природные красители, экстрагированные водой из хлорофилла, кошинеля, резеды, кампешевого дерева, которые используются для производства эко-текстиля.

– AlegnoNaturalDyes (США) производит природные красители с маркировкой Ecolour для текстиля;

– BleudePastel (природные красители из листьев woad);

– Много небольших компаний в Индии и Китае. Из сложившейся ситуации вытекает, что внедрение природных красителей в текстильные технологии можно оценивать как интенсивно развивающееся и прогрессирующее научно-техническое направление.

Список использованной литературы.

1. Ольшанская О.М., Артемов А.В. Текстильная химия, 2000, №1, с. 98-106.

2. Батурицкая Н.В., Фенчук Т.Д. Удивительные опыты с растениями: Кн. для учащихся. – Мн.: Нар.асвета, 1991. – 208 с.

3. Полевой В.В. Физиология растений: Учеб.для биол. спец. вузов. – М.: Высш. шк., 1989. – 464 с.

4. Чуб В. Для чего нужны антоцианы // Цветоводство. – 2008. №6 – С. 22

5. Http: www. bibliotekar. ru/slovar

6. Я.М. Грушко. Вредные неорганические соединения в промышленных сточных водах: Справочник. – Л.: Химия, 1979. – 160 с.

7. Энциклопедический словарь юного химика – М.: Педагогика, 1982. – 141 с.

Экопринт на шелке. Мастер-класс

Красить ткани самостоятельно — всегда интересно, это ведь некое таинство. Окрашивание ткани, пряжи войлочных изделий натуральными красителями очень популярно среди рукодельниц, а ведь наши бабушки, а тем более прабабушки знали в этом деле толк. В качестве красителей применяются корни, стебли, листья, цветы растений, минералы, пряности и даже грибы. Это невероятно захватывающий процесс, интересен зачастую своей непредсказуемость и уникальностью результата.

В этом мастер-классе я не буду вдаваться в историю крашения, хотя это очень интересно, я просто поделюсь своим опытом крашения шелка растениями – такой способ крашения называется «контактный». Шелк контактирует с листьями, цветами и травами в определенных условиях и краска с растений переносится на ткань.

Мы не будем использовать никаких агрессивных веществ, поэтому окрашивание можно проводить в обычной кухонной посуде, главное — достаточный размер емкости. В качестве закрепителя красок послужит обычный столовый уксус 9%.

Итак, что нам надо:

— кусок гладкого неокрашенного натурального шелка;
— вода;
— емкость для варки ( кастрюля);
— листья растений,
— пустая пластиковая бутылка от воды;
— лоскуты светлой натуральной ткани (не обязательно).

1. Предварительно замачиваем шелк в растворе уксуса, смешанного с водой. Я взяла на стакан воды 2 столовые ложки уксуса.После уксусной ванны на протяжении 20-30 минут, шелк извлекаем, слегка отжимаем и даем ему высохнуть.
Расстилаем шелк на горизонтальной поверхности и раскладываем на нем растения. Можно предварительно подсушить растения между листами газеты, но не обязательно.

Окрашивание ткани натуральными красителями: Бархатцы / Natural Dyes: Marigold

2. Можно сверху увлажнить все при помощи пульверизатора — водой или слабым раствором уксуса. Накрываем гербарий белой натуральной тканью и слегка прижимаем (уплотняем) руками.

Я красила сразу несколько лоскутов, поэтому чередовала слои друг за дружкой: шелк, гербарий, ткань, шелк, гербарий.

3. Сворачиваем плотный рулик из всех слоёв и заталкиваем его в пластиковую бутылку, обрезанную с двух сторон. Для чего это надо? Чтоб получить отпечатки, нужен очень тесный контакт растения и шелка. Можно, конечно, намотать ткань с листьями на палку, обвязать веревкой все это дело и потом варить на палке (именно такой способ очень распространен). Но у меня на данный момент нет подходящего черенка лопаты, чтоб отпилить от него нужный брусок. А пластиковая бутылка при нагревании сжимается и запечатывает в себе наш «рулет».

Мастер класс «Экопринт на ткани своими руками».

4. Опускаем в кастрюлю и варим на медленном огне часов 4-5 под крышкой. Следим, чтоб бутылка с тканью была полностью погружена в воду. При необходимости пригружаем кирпичом или чем-то подобным. Оставляем потом все наше варево до полного остывания.

5. Извлекаем бутылку и аккуратненько надрезаем ножницами с одного из краев, дальше руками обрываем пластик (ножницами больше не пользуемся, чтоб не порезать ткань).

6. Разворачиваем рулик, снимаем растения с ткани и выбрасываем их. Ткань встряхиваем, развешиваем и сушим. Чем дольше ткань будет сухой, тем лучше закрепятся краски.

7.Высохшую ткань тщательно прополаскиваем теплой водой, без трения, наша цель — удалить остатки растений. Отжимаем шелк в полотенце и не дав ему полностью высохнуть, гладим утюгом, сначала через марлю, потом без неё.

Получился шарфик очень нежных оттенков с явными отпечатками растений.