Мастер-класс Коруна в технике прорезного шитья и сажения жемчуга по бели

Коруна в технике прорезного шитья и сажения жемчуга по бели

Дорогие друзья, с удовольствием поделюсь с вами своим опытом и новыми находками по созданию головного убора в русском стиле. Коруна — это часть моего современного авторского фольклорного костюма. Она хорошо гармонирует с рубахой, по лоскутно-вязанным рукавам которой, я ранее уже выкладывала МК. Техника прорезного шитья с саженьем жемчуга по бели — традиционная и очень сложная в исполнении. На выставках и фестивалях я, иногда, встречала образцы-новоделы, которые мне не нравились из-за неаккуратной изнанки. Края подрезанной и проклееной ткани махрились, а стежки с изнанки вышивки смотрелись не лучшим образом. При том, я слышала от мастеров, что очень трудно прорезать отверстия в нескольких слоях проклеенной ткани. Кто-то даже выпиливал эти отверстия! Но мне очень хотелось попробовать сделать коруну в этой технике, а все эти моменты упростить и усовершенствовать . Итак, для работы нам потребуется:

1. Ткань льняная плотного ткачества средней толщины.

2. Цветная хлопковая ткань.
3. Рама для растягивания и закрепления ткани или большие пяльца.

4. Пряжа льняная.

5. Пряжа капроновая или вискозная кручёная с метанитом (золотая).

6. Жемчуг (бусины).

8. Камни натуральные с отверстием для пришивания.

10. Клей «Момент» — «Монтаж. Жидкие гвозди».

11. Крючок для вязания.

12. Кисть плоская художественная из искусственной щетины.

13. Ножницы маникюрные с загнутыми концами.

14 Нитки швейные.

15 Иглы швейные.

16. Много терпения.

Начинаем работу с рисунка эскиза будущей коруны. Мне хотелось сделать её лёгкой и нежной, вставить в некоторые участки натуральные камни неровной формы, немного страз. Жемчуг, бисер и золотая нить должны мягко сочетаться и не перегружать композицию. Но в то же время, нужно учесть, что коруна — это праздничный головной убор. После изучения лучших образцов русских костюмов, я поняла, что рисунок вышивки я составлю свой, чтобы не повторяться. Наносим рисунок вышивки на бумагу с учётом толщины пришивания бели (кручёной верёвочки).

Теперь на другой бумаге накалываем иголкой перенесённый контур рисунока. Берём цветную плотную хлопковую ткань. В данном случае, я взяла бордовый цвет, так как хочу потом сшить к этой коруне сарафан такого цвета. Прикрепляем лист с наколотым рисунком к материалу и переводим его с помощью зубной пасты на ткань.

Далее натягиваем и пришиваем к раме льняную ткань.

Вырезаем контур рисунка на цветной ткани с припусками и пришиваем к льняному полотну на раме.

Девичья повязка — русский народный головной убор, выполненный в технике «Прорезное сажение по бели»

Натуральные камни пришиваем в серединки декоративных элементов рисунка.

Стразы сваровски клеим на ткань.

Дополняем камни вышивкой жемчугом и бисером вокруг.

Так же отделываем стразы.

Дальше мы будем делать верёвочку — «бель». Для этого ч я сложила льняную и металлизированную пряжу в несколько сложений. Пропустила конец на изнанку, закрепив его, начала крутить верёвочку и одновременно пришивать её к ткани поперечными стежками.

Хочу заметить, что в моём случае эта верёвочка потолще, чем по традиции. Это потому, что я пустила не два ряда бели в рисунке, а один. Мне просто захотелось попробовать более облегчённый вариант коруны по весу и более ажурный. А вообще, когда идёт сложный рисунок удобно шить верёвочку по традиции в два ряда — шьёте завиток и возвращаетесь обратно к исходной точке, чтобы выполнять следующий мотив по рисунку. А нанизанный на нить бисер ложится в бороздку между верёвочками. Но я делала на одной верёвочке — по моему замыслу.

Следующий этап — нанизывание жемчуга на нить и его пришивание к бели. В своём случае я захотела чередовать жемчуг с бисером. Пришивать следует нить на которую нанизан жемчуг поперечными стежками.

Дальше я вязала из металлизированной пряжи крючком шнур и пришивала его по внешнему контуру рисунка вышивки.

А вот теперь я скажу, в чём моя маленькая хитрость — я не стала клеить много слоёв ткани клеем, как это обычно делалось. Оставила два слоя, но пропитала их обильно желатином при помощи кисточки. Раствор желатина делала «на глаз», чтобы был густой и доводила его до кипения, постоянно помешивая.

Даём высохнуть ткани и вырезаем аккуратно маникюрными ножницами по контуру нашу коруну. Затем вырезаем отверстия и опять — моя маленькая хитрость: чтобы легче было вырезать отверстия и ткань не была бы слишком жёсткой, я чуть смачиваю это место влажной губкой. Тогда легче сгибать при вырезании.

А вот теперь — самое время улучшить внешний вид изнанки. Для этого я вяжу крючком шнур и приклеиваю его по рисунку клеем «Момент». Потом, после высыхания, я опять всё пропитываю желатином. Такую коруну можно носить даже с двух сторон — на лицо и на изнанку! Теперь придраться не к чему!

Следует украсить этот замечательный головной убор декоративными элементами. Они будут свисать у висков — бисероплетение придётся здесь кстати. Как дальше оформить детали отделки — это подскажет ваша фантазия! Для того чтобы одеть коруну на голову, я протянула декоративные шнуры по краям и при их помощи завязываю её «в кольцо», придавая ей округлую форму.

Я выполняла эту кропотливую работу очень долго, но зато, как велика была радость, когда на Международном фестивале славянской культуры, я одела коруну к своему костюму! Я словно перенеслась в другие времена и чувствовала себя сказочной царевной!

В завершении, хочу выразить надежду, что если вам понравился мой МК, то вы захотите сделать себе нечто подобное и попасть в сказку! Вы не пожалеете потраченного времени и труда! Будьте неотразимыми! Желаю успехов!

Шикарно. Я занималась золотным шитьем и шитьем жемчугом, но это. потрясающе кропотливая работа.

Спасибо Ирочка за МК ! Я долго про твою коруну думала .

А тут раз, и твой МК .

Онлайн мастер-класс «Творчество нижегородских мастеров» (Сажение по бели)

Пожалуйста, Тамара! Я как чувствовала, выложила МК при первой возможности!

Восхитительно! И Вам очень к лицу!

Очень красиво! Спасибо что делитесь мастерством!

Благодарю за столь чудесный МК!))

Невероятно красиво! И какая кропотливая работа! Огромное спасибо, что поделились секретами мастерства. Не знаю, отважусь ли когда на такое. Но из спортивного интереса очень хочется попробовать

Безумно красивая работа! Восхитительный костюм! А вы очень-очень красивая, настоящая женщина!

Чудесно выполненная вещь! МК отличный!

И хочу добавить, что Вам очень идет

Вам так идет уйма работы, но каков результат!

Спасибо, очень интересно! Красивый головной убор!

Ирочка! Молодец,очень красиво! Тебя можно поздравить с победой на фестивале, судя по всему? Прими искренние поздравления, рада за тебя!

Юля, спасибо! Да, я стала лауреатом на фестивале, чего не ожидала, там было очень жёсткое жюри. Костюм мне помог, в какой-то мере!

Замечательный МК и потрясающе красивый русский костюм. БРАВО!

А меня сразил наповал сарафан. Восторг!

Очень красивый наряд!!

Очень красиво! Спасибо за МК!

А интересно, почему такая вещь называется корУна, а не корОна? И, конечно, хорошо было бы вставить хоть одну фоточку вдохновившей Вас оригинальной коруны. так сказать исторический вариант.

Коруна — это традиционное название головного убора, мы просто не привыкли к такому звучанию слова. А фото вдохновившей коруны нет, так как то, что я сделала — это собирательный образ придуманный мною.

Это просто сказка.

Огромное спасибо за МК!У меня есть заказ на маленькие короны такого типа,ломала голову,как сделать.У вас получилось просто шикарно! Творческих вам успехов!

Волшебно. Особенно в костюме и на модели!

Очень красиво. Труд кропотливый. я не поняла, что за льняная пряжа? Где такая продается? Ну, то, на что нашивали жемчужины? Что скручивали с блестящей ниткой?

Льняная пряжа для вязания «Камтекс» или Пехорка», а другая пряжа разных вариантов — метанит+капрон или метанит+вискоза уже скручены в единую нить. Помню одно название «Брайт «- так читается, но надпись по английски, точнее не помню. Ещё «Лолипоп» с вискозой, она помягче.

Все. поняла. Вы нитки скручивали и одновременно пришивали. Вечно до меня туго доходит. Я эток чему довязываюсь. Хочется брошечку попробовать в такой технике сделать. На коруну не решаюсь. Спасибо за подробный ответ. Работы у вас великолепные.

Какая огромная и прекрасная работа! Спасибо, что делитесь техникой.

Утащила в копилку.

Какая красота! И чего поснимали народную одежду?

Превосходная работа. Я видела Ваши работы вживую на конкурсе «Русь мастеровая» и так приятно встертиться на ЯМ! Мастер-класс утащила-буду любоваться!

Спасибо за комплимент в адрес творчества ! А На «Руси мастеровой» вы были участником или зрителем? А в Москве или в Чебоксарах? Я была пять раз на конкурсе в двух этих городах.

Я очень люблю головные уборы в русском стиле, самое главное, что какой бы ни был красивый головной убор, он лишь украшает твое лицо. , а сейчас и волосы нарастят и ресницы наклеят и все равно страшные, так самое никто этим бедалагам не скажет, ты прикрой свою голову, сними с себя этот макияж и будешь красивой. Вы доказательство этой красоты, глава прикрыта, макияж совсем легкий, а красота- дух захватывает. Спасибо Вам большое.

Да, мода нынче резко изменилась. Уже мы не носим головные уборы постоянно, как в старину. Раньше в этом был определённый смысл: никто не должен был видеть волос замужней женщины. Она оберегала себя. Не знаю, смогла бы я сейчас постоянно носить головной убор — мы не привычны к этому. Зато отпала бы проблема делать причёску.

Очень интересно, спасибо!
У меня по ходу возникло такое размышление.

Если бы я делала подобное украшение с использованием современных материалов, я бы взяла латунную или медную проволоку в миллиметр толщиной, синтетический декоративный шнур подходящего цвета и плотности и круглого плетения, вытащила бы из шнура нить-основу, чтобы шнур стал полым, вставила бы туда проволоку, после чего получившийся «проволочный шнур» можно было бы изогнуть любым сложным образом — так, что он сохраняет форму и вместе с тем изделие можно изгибать, подгоняя под форму головы. Потом можно было бы вышить готовую ажурную форму жемчугом или украсить любым образом по фантазии. Такая технология достаточно несложна в исполнении. Так вот что подумалось.
Вряд ли в старину российские женщины выбирали наитруднейший способ изготовить себе украшения — учитывая, что, по историческим очеркам о жизни 19-го века, время для этого часто приходилось урывать чуть ли не ночами, ведь такие головные уборы, при всем их роскошном виде, принадлежат к праздничному крестьянскому костюму.
Если закрепился именно такой способ — с двуслойной тканью, веревочкой-белью (по-моему, четкий технологический аналог шнура), желатином и прочими этапами — значит, именно такой способ был самым реальным.
То есть я вот что хочу сказать: что этот способ, исторический, не случаен, а он еще и приоткрывает, какими материалами располагали наши предки-рукодельницы.

Анжела, у вас интересные размышления! Ведь жизнь не стоит на месте и мы думаем, как применить новые материалы. Думаю, традиционная техника выполнения зависила от наличия тех или иных материалов и приспособлений. Ведь в некоторых семьях даже ножниц не было. Жемчуг был речной и его добывали в достаточном количестве. А слоёв ткани в изделии было больше, чем два — это просто я постаралась упростить. Интересно, чем они проклеивали ткань? А насчёт проволоки, есть и плюсы и минус — это надо пробовать.

С проволокой будет, конечно, многое по другому, но метод реальный — я его уже использовала, вот в этом , например, колье. там в основе проволока 0.8 латунная, вставленная в золотистый шнур.

Хотя не все шнуры подходят — тут нужно смотреть,чтобы шнур был достаточно плотный, и чтобы в него можно было вставить новую основу.

А вот желатин, наверное, можно было из чего-то подручного сделать или раздобыть.

А еще, сдается мне, что та, изначальная,домотканая ткань, была гораздо плотнее нынешних аналогов, может быть, она и форму лучше держала. Впрочем, это все домыслы. А вот недавно я нашла исторический очерк (не знаю, можно ли здесь внешние ссылки давать — «Милов Л. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса», в гугле он есть, там десятый очерк — как раз про одежду. Потрясающе интересно! Там прямо по известным первоисточникам все рассказывается, посмотрите — не пожалеете.

Спасибо большое! Поищу этот очерк. А с проволкой надо попробовать сделать головной убор для кукол — там другие масштабы и я думаю этот метод будет кстати. Спасибо за идею!

Очень интересная идея, вставлять проволокув шнур. Анжела, а какой шнур для этого подходит? Мне попадаются шнуры в которых основа клеенная и вытащить ее невозможно. Подскажите пожалуйста, у вас в работе какой шнур используется?

Старинная русская техника вышивки «сажение по бели».

Ну, и прослужит ваша коруна из латунной проволки не долго, один раз одел, второй, а на третий развалилась, а технология которую предлагает Ирина она очень надежная, хоть кувалдой, по голове, а ты прекрасна. очень по русски. кувалда помнется скорее. )))))

Как это поэтично! Всё-таки наши женщины не лишены чувства юмора!

Нет, что Вы! С чего бы ему разваливаться. Если делать качественно, будет служить очень долго. Другое дело, что если делать узор, похожий на узор этой коруны — то есть такой, где ажурные изгибы соприкасаются местами — то эти места соприкосновений нужно дополнительно закреплять. Если их соединить «мягким» способом, например, просто скрепив стежками — то действительно конструкция будет мяться. И вот то, какой жесткий способ здесь лучше, уже надо думать ,вертя в руках , возможно, хитро распогая изгибы основы, чтобы вся конструкция была цельной и прочной, а может,что еще придумалось бы.

Салдинка Ирина Лаврова придумала новую технику творчества «фрикпэч»

Да и вообще я же не на то говорю, какой способ хорош, какой плох. Применительно к историческим вещам это было бы все равно, что упрекать мастерицу 19-го века за отсутствие у нее плазменной горелки. :-))) Я наоборот, что мастерство старинных рукодельниц было очень высоким, что они из простых материалов умели делать фантастическую красоту.

Я тут вижу другую проблему: любые светлые шнуры ли, ткань ли, ниточка-бель — все со временем будет пачкаться. А ведь и бусинки, и бисер,и ткань, и прожелатиненная ткань тем более — воду не любят. Интересно, как в старину справлялись с чисткой таких изделий — может быть, вообще береглись испачкать, а может, какой-нибудь хитрый способ знали?

Я еще вычитала интересную вещь, что, оказывается, в качестве основы для кокошников, «сорок» (это такой головной убор) и прочих головных уборов использовали лубок. В смысле, «подкорье, исподняя кора дерева, покрывающая заболонь.» Вот интересно было бы сделать изделие вроде кокошника по исторической реконструкции — полностью с теми самыми материалами.

Коруна в технике прорезного шитья и сажения жемчуга по бели

Дорогие друзья, с удовольствием поделюсь с вами своим опытом и новыми находками по созданию головного убора в русском стиле. Коруна — это часть моего современного авторского фольклорного костюма. Она хорошо гармонирует с рубахой, по лоскутно-вязанным рукавам которой, я ранее уже выкладывала МК. Техника прорезного шитья с саженьем жемчуга по бели — традиционная и очень сложная в исполнении. На выставках и фестивалях я, иногда, встречала образцы-новоделы, которые мне не нравились из-за неаккуратной изнанки. Края подрезанной и проклееной ткани махрились, а стежки с изнанки вышивки смотрелись не лучшим образом. При том, я слышала от мастеров, что очень трудно прорезать отверстия в нескольких слоях проклеенной ткани. Кто-то даже выпиливал эти отверстия! Но мне очень хотелось попробовать сделать коруну в этой технике, а все эти моменты упростить и усовершенствовать . Итак, для работы нам потребуется:

1. Ткань льняная плотного ткачества средней толщины.

2. Цветная хлопковая ткань.
3. Рама для растягивания и закрепления ткани или большие пяльца.

4. Пряжа льняная.

5. Пряжа капроновая или вискозная кручёная с метанитом (золотая).

6. Жемчуг (бусины).

8. Камни натуральные с отверстием для пришивания.

10. Клей «Момент» — «Монтаж. Жидкие гвозди».

11. Крючок для вязания.

12. Кисть плоская художественная из искусственной щетины.

13. Ножницы маникюрные с загнутыми концами.

14 Нитки швейные.

15 Иглы швейные.

16. Много терпения.

Начинаем работу с рисунка эскиза будущей коруны. Мне хотелось сделать её лёгкой и нежной, вставить в некоторые участки натуральные камни неровной формы, немного страз. Жемчуг, бисер и золотая нить должны мягко сочетаться и не перегружать композицию. Но в то же время, нужно учесть, что коруна — это праздничный головной убор. После изучения лучших образцов русских костюмов, я поняла, что рисунок вышивки я составлю свой, чтобы не повторяться. Наносим рисунок вышивки на бумагу с учётом толщины пришивания бели (кручёной верёвочки).

Теперь на другой бумаге накалываем иголкой перенесённый контур рисунока. Берём цветную плотную хлопковую ткань. В данном случае, я взяла бордовый цвет, так как хочу потом сшить к этой коруне сарафан такого цвета. Прикрепляем лист с наколотым рисунком к материалу и переводим его с помощью зубной пасты на ткань.

Далее натягиваем и пришиваем к раме льняную ткань.

Вырезаем контур рисунка на цветной ткани с припусками и пришиваем к льняному полотну на раме.

Натуральные камни пришиваем в серединки декоративных элементов рисунка.

Стразы сваровски клеим на ткань.

Дополняем камни вышивкой жемчугом и бисером вокруг.

Сажение по бели. Запись с очного мастер-класса.

Так же отделываем стразы.

Дальше мы будем делать верёвочку — «бель». Для этого ч я сложила льняную и металлизированную пряжу в несколько сложений. Пропустила конец на изнанку, закрепив его, начала крутить верёвочку и одновременно пришивать её к ткани поперечными стежками.

Хочу заметить, что в моём случае эта верёвочка потолще, чем по традиции. Это потому, что я пустила не два ряда бели в рисунке, а один. Мне просто захотелось попробовать более облегчённый вариант коруны по весу и более ажурный. А вообще, когда идёт сложный рисунок удобно шить верёвочку по традиции в два ряда — шьёте завиток и возвращаетесь обратно к исходной точке, чтобы выполнять следующий мотив по рисунку. А нанизанный на нить бисер ложится в бороздку между верёвочками. Но я делала на одной верёвочке — по моему замыслу.

Следующий этап — нанизывание жемчуга на нить и его пришивание к бели. В своём случае я захотела чередовать жемчуг с бисером. Пришивать следует нить на которую нанизан жемчуг поперечными стежками.

Дальше я вязала из металлизированной пряжи крючком шнур и пришивала его по внешнему контуру рисунка вышивки.

А вот теперь я скажу, в чём моя маленькая хитрость — я не стала клеить много слоёв ткани клеем, как это обычно делалось. Оставила два слоя, но пропитала их обильно желатином при помощи кисточки. Раствор желатина делала «на глаз», чтобы был густой и доводила его до кипения, постоянно помешивая.

Даём высохнуть ткани и вырезаем аккуратно маникюрными ножницами по контуру нашу коруну. Затем вырезаем отверстия и опять — моя маленькая хитрость: чтобы легче было вырезать отверстия и ткань не была бы слишком жёсткой, я чуть смачиваю это место влажной губкой. Тогда легче сгибать при вырезании.

А вот теперь — самое время улучшить внешний вид изнанки. Для этого я вяжу крючком шнур и приклеиваю его по рисунку клеем «Момент». Потом, после высыхания, я опять всё пропитываю желатином. Такую коруну можно носить даже с двух сторон — на лицо и на изнанку! Теперь придраться не к чему!

Следует украсить этот замечательный головной убор декоративными элементами. Они будут свисать у висков — бисероплетение придётся здесь кстати. Как дальше оформить детали отделки — это подскажет ваша фантазия! Для того чтобы одеть коруну на голову, я протянула декоративные шнуры по краям и при их помощи завязываю её «в кольцо», придавая ей округлую форму.

Я выполняла эту кропотливую работу очень долго, но зато, как велика была радость, когда на Международном фестивале славянской культуры, я одела коруну к своему костюму! Я словно перенеслась в другие времена и чувствовала себя сказочной царевной!

В завершении, хочу выразить надежду, что если вам понравился мой МК, то вы захотите сделать себе нечто подобное и попасть в сказку! Вы не пожалеете потраченного времени и труда! Будьте неотразимыми! Желаю успехов!

Мастер-класс по шитью ‘Бегемотик’

Нам понадобится:

  • Ткань хлопок (желательно), не тонкий либо уплотненный дублерином. Размеры зависят от того, какого размера вы будете делать своего бегемота. На мои уходит примерно кусок 50х50 см. Итоговый размер бегемота — высота 16 см, длина 26 см.
  • Ткань с другим рисунком на стопы и внутреннюю часть ушек.
  • Дублерин (остатки)
  • Небольшой кусочек белого фетра на клыки и на хвост. На хвост может использоваться другой цвет в зависимости от образа вашего бегемота.
  • Холлофайбер, синтепон и т.п. для набивки
  • Акриловые краски по ткани (черная, белая и еще один для придания цвета глазам)
  • Булавки, нитки, иголка, ножницы, швейная машинка.
  • И самое дорогое — время!

Вот что у нас имеется:

Плюс еще немного мелочей.

Выкройка. Распечатываем, вырезаем, переносим на ткань.

У меня отрез ткани 50х55. Как видите, ушло практически все. На стопы и внутреннюю часть ушек у меня белая хлопковая ткань. У меня она тонковата, и поэтому я ее продублерила. Розовая ткань достаточно плотная, ее оставила так.

шитье жемчугом

Хвостик и клыки выкраиваем из белого фетра. Я просто прикладываю выкройку и тут же вырезаю. Обращаю ваше внимание, что хвостик очень широкий, если вы будете делать его из ткани, то оставляете как есть, плюс припуски на швы. Из фетра – делаем 1/4 ширины, длину оставляем, как есть. Я опять же просто прикладываю и вырезаю. Клыки тоже можно сделать из ткани, но тогда необходимо выкраивать 2 детали. У меня одна из фетра, я ее потом просто разрезаю пополам.

Накосник (техника вышивки: сажение по бели) на #remeslodo

Обратите внимание, что на выкройке на 2 деталях мордочки бегемотика сделаны пометки-черточки, отмечающие середину. Их необходимо перенести на ткань, они нам нужны.

Все вырезам с припуском на швы. Получается примерно так.

Пока не разрезаем узкие части между ножек бегемота на передней и задней частях, а также брюшке.

Первое, что мы сшиваем – это ушки. Они нам будут нужны при сборки тела бегемота.

Складываем лицевой стороной друг к другу розовую и белую ткань и прострачиваем точно по дуге. В начале и в конце дуги делаем закрепки. Основание ушка не прострачиваем, оно нам нужно для выворачивания и зашьется оно вместе с пришиванием ушка к телу.

Прострочили. Если есть необходимость подравниваем припуск на шов. И затем надрезаем по всей дуге припуск на шов немного не доходя до самого шва. На фото видно маленькие лопасти вокруг дуги. Это нужно, чтобы при выворачивании ушки легли ровно и приняли нужную форму.

Дальше мы выворачиваем ушки и утюжим. Получается вот так.

Теперь берем самую длинную выкроенную деталь и прикладываем к ней ушки бегемотика. Ушки складываем пополам, внутрь белой стороной. Стороной, где сложились края ушка направляем в сторону мордочки бегемота.

Место, где закрепляем ушки видно на фото. Но нужно помнить, что в зависимости от сдвига ушек – чуть ближе или чуть дальше, будет изменяться выражение лица у бегемотика, поэтому можно экспериментировать.

Закрепляем ушки булавками.

На время оставим спинку. Берем переднюю часть бегемотика и одну боковую часть. Начинаем наметывать от низа ножек. Линии стачивания стыкуем точно друг к другу. В пошиве бегемота очень важна точность соединения линий. Все неточности будет видно.

После наметывания делаем тоже самое с другой стороны.

В изгибах у нас будут образовываться небольшие складочки – это нормально.

Как видите узкое пространство между ножками на передней части бегемота у меня не разрезано.

Берем нашу часть с ушками. Прикладываем ее к передней части бегемота по отметкам.

Складываем лицевой стороной друг к другу с совпадением отметок и линии. Скалываем булавкой по нашим отметкам.

Переходим на заднюю часть бегемота и скалываем булавкой задние ножки, соединяя их точно по линиям.

Сначала делаем это с одной стороны. С которой начинаем наметывать.

Возвращаемся к нашим отметкам на мордочке бегемота и начинаем сметывать точно по линиям с середины мордочки, т.е. от отметки, где мы скололи булавкой. Сметываем ту сторону, с которой у нас закреплены задние ножки.

Скалывать задние ножки необходимо, потому что в процессе наметывания ткань может растянуться, образовать складки, и у ножек может получиться несовпадение окончания, иногда на 1-2 см. Это очень много. Нам придется выдергивать наметку и делать работу заново.

Когда мы уже почти дошли до конца спинки, наметывая тело, необходимо остановиться и проверить правильность соединения частей. Если все получилось отлично, то выглядит примерно так.

Если мы видим явную разницу в длине оставшихся частей, то нам необходимо компенсировать это образовывая небольшие волны большей части при наметке. Страшного в этом ничего нет, заметно при плотной набивке не будет.

Огромной разницы в длине получиться не должно.

Когда подходим к булавке, должно получиться так.

Теперь делаем со второй половиной бегемотика все то же самое. Начинаем от отметки на мордочке, не забываем скрепить задние ножки булавкой.

Теперь вспомним, что у нас есть клыки. На самом деле мы их не забыли. Просто намного удобнее их вставить потом, чем мучиться с ними в процессе и так нелегкой стыковки округлых деталей выкроек.

Два клыка намечаем на одинаковом расстоянии от середины мордочки. Я отмечаю на глаз и ставлю карандашиком отметки.

Теперь в том месте, где нам необходимо вставить клыки разрезаем наметку и вставляем между слоями ткани клыки. Скрепляем все булавкой.

Для фетровых клыков не имеет значения насколько глубоко вы их просунете, это все выровняется при формировании и обрезке. Для сшитых и вывернутых – ориентируемся на нарисованную линию.

Вот так у нас получилось.

У нашего бегемота еще нет брюшка. Берем раскроенную деталь. Зад и перед на нем одинаковые.

Булавками соединяем точно по линиям брюшко с пространством между ножек сбоку бегемота. Соединяем в трех местах. Середину – отмеряем на глаз середину брюшка и середину пространства между ножек туловища бегемота и соединяем края ножек бегемота.

Получается вот так.

Немного с волнами, но так и должно быть.

Наметываем, распределяя волны и складочки равномерно.

И делаем все то же самое с другой стороны брюшка.

После этого скрепляем булавкой крайнюю верхнюю точку дуги между передними ножками бегемота.

Это нужно для того, чтобы при наметке у нас совпали центры и никуда не съехали.

Сметываем. Переходим к задним ножкам.

Вышивка жемчугом по настилу.

Разрезаем между ножек ровно посередине, и чуть-чуть не доходя до конца линии.

Разрезаем сейчас, так как после сметки разрезать это место будет неудобно. Расстояние между ножек на брюшке не разрезаем.

Это место для набивки бегемота и когда мы будем набивать, просовывая руку в тело бегемота, то можем немного надорвать имеющийся разрез. Поэтому мы оставляем на это себе запас и разрезаем не до самого конца.

Сметываем расстояние между задними ножками по тому же принципу, что и передние.

После сметывания разрезаем расстояние между задними ножками на детали брюшка.

Сшиваем сначала шов там, где у нас клыки. Затем длинный шов от передней ножки бегемота к задней – с одной стороны, затем с другой. После этого швы на брюшке.

Иногда при сшивании будут образовываться множество складок.

Мы их не боимся. Расправляем, распределяем и сшиваем.

Внимательно следим не только что у нас с верхней тканью, но и то что снизу. Почаще останавливаемся и заглядываем что у нас с нижней тканью, расправляем ее.

Бывает такое, что нижняя ткань складывается параллельно строчке и прямо под нее. Особенно в швах в районе мордочки.

После того как все прострочили, убираем наметку и булавки. Не забудем разрезать между передними ножками.

Переходим к стопам бегемота.

Очень важно определить перед и зад не на детали стопы (там овал и ничего сложного нет), а на самих ножках. Чтобы овал в итоге лег ровно и бегемот наш в последствии не косолапил.

Для этого положим тушку на спину и пальцами растянем пространство внутри ножек. Увидели, где перед и зад и тут же прикладываем деталь стопы и закрепляем ее булавками.

Поступаем так со всеми четырьмя стопами. Затем прострачиваем и убираем наметку.

Вышивка в технике сажения по бели.

Получается вот так.

И наша тушка собрана и почти готова. ��

Теперь необходимо сделать разрезы, как мы делали на ушках. Чтобы при выворачивании все изогнутые линии легли так, как нам надо, и ничего у нас не тянуло. Разрезы делаем везде. Их много, набираемся терпения и вперед!

Через имеющееся сзади бегемота отверстие набиваем тушку довольно плотно.

И у нас почти готовый бегемот!

Нам остались небольшое преображение нашего бегемотика.

Начнем с того, что зашьем прореху в попе бегемота, через которое мы набивали тушку. Начинаем снизу и направляемся наверх.

При зашивании края чуток подворачиваем внутрь, чтобы они не оказались у нас снаружи.

У меня выглядит так.

Дойд до самого верха, останавливаемся и ненадолго откладываем.

Берем нашу заготовку хвостика из фетра и путем обрезания уголков с одного конца хвостика, делаем остреньким. Это чтобы смотрелось более эстетично.

Далее, парой стежков прикрепляем хвостик в конце нашей зашитой прорехи. Тупым концом вверх, острым вниз.

Берем пуговицу подходящую под нашу гамму и пришиваем ее вместе с хвостиком.

Переходим к клыкам. Они нам кажутся слишком длинными и форма их не самая привлекательная.

Поэтому с помощью нехитрых манипуляций с ножницами превращаем их примерно вот в это:

А сейчас очень важная часть.

Я стараюсь найти момент, когда меня никто не отвлечет от этого занятия, и моя рука не дрогнет! ��

Рисуем рожицу нашему бегемоше.

Сначала карандашом намечаем контуры.

Описывать очередность я не буду, потому как тут нет сложности, и все понятно.

Вот так выглядит карандашный набросок

Теперь раскрашиваем акриловыми красками по ткани то, что мы нарисовали.

Я рисую зубочисткой, потому что контуры тонкие и ничем другим у меня не получается.

Сначала рисуем все черным: брови, внешний контур глаз, зрачки, нос.

Изготовление короны

Затем рисуем радужку цветом какого хотим видеть глазки. У меня голубой.

Затем белок белой краской. И блик в виде точки на зрачке тоже белой краской.

На тему украшения фантазируйте дальше сами. Хотя он и так очень симпатичный! ��

Мастер-класс по шитью ‘Бегемотик’

Нам понадобится:

  • Ткань хлопок (желательно), не тонкий либо уплотненный дублерином. Размеры зависят от того, какого размера вы будете делать своего бегемота. На мои уходит примерно кусок 50х50 см. Итоговый размер бегемота — высота 16 см, длина 26 см.
  • Ткань с другим рисунком на стопы и внутреннюю часть ушек.
  • Дублерин (остатки)
  • Небольшой кусочек белого фетра на клыки и на хвост. На хвост может использоваться другой цвет в зависимости от образа вашего бегемота.
  • Холлофайбер, синтепон и т.п. для набивки
  • Акриловые краски по ткани (черная, белая и еще один для придания цвета глазам)
  • Булавки, нитки, иголка, ножницы, швейная машинка.
  • И самое дорогое — время!

Вот что у нас имеется:

Плюс еще немного мелочей.

Выкройка. Распечатываем, вырезаем, переносим на ткань.

У меня отрез ткани 50х55. Как видите, ушло практически все. На стопы и внутреннюю часть ушек у меня белая хлопковая ткань. У меня она тонковата, и поэтому я ее продублерила. Розовая ткань достаточно плотная, ее оставила так.

Хвостик и клыки выкраиваем из белого фетра. Я просто прикладываю выкройку и тут же вырезаю. Обращаю ваше внимание, что хвостик очень широкий, если вы будете делать его из ткани, то оставляете как есть, плюс припуски на швы. Из фетра – делаем 1/4 ширины, длину оставляем, как есть. Я опять же просто прикладываю и вырезаю. Клыки тоже можно сделать из ткани, но тогда необходимо выкраивать 2 детали. У меня одна из фетра, я ее потом просто разрезаю пополам.

Коруна девичья.

Обратите внимание, что на выкройке на 2 деталях мордочки бегемотика сделаны пометки-черточки, отмечающие середину. Их необходимо перенести на ткань, они нам нужны.

Все вырезам с припуском на швы. Получается примерно так.

Пока не разрезаем узкие части между ножек бегемота на передней и задней частях, а также брюшке.

Первое, что мы сшиваем – это ушки. Они нам будут нужны при сборки тела бегемота.

Складываем лицевой стороной друг к другу розовую и белую ткань и прострачиваем точно по дуге. В начале и в конце дуги делаем закрепки. Основание ушка не прострачиваем, оно нам нужно для выворачивания и зашьется оно вместе с пришиванием ушка к телу.

Прострочили. Если есть необходимость подравниваем припуск на шов. И затем надрезаем по всей дуге припуск на шов немного не доходя до самого шва. На фото видно маленькие лопасти вокруг дуги. Это нужно, чтобы при выворачивании ушки легли ровно и приняли нужную форму.

Дальше мы выворачиваем ушки и утюжим. Получается вот так.

Теперь берем самую длинную выкроенную деталь и прикладываем к ней ушки бегемотика. Ушки складываем пополам, внутрь белой стороной. Стороной, где сложились края ушка направляем в сторону мордочки бегемота.

Место, где закрепляем ушки видно на фото. Но нужно помнить, что в зависимости от сдвига ушек – чуть ближе или чуть дальше, будет изменяться выражение лица у бегемотика, поэтому можно экспериментировать.

Закрепляем ушки булавками.

На время оставим спинку. Берем переднюю часть бегемотика и одну боковую часть. Начинаем наметывать от низа ножек. Линии стачивания стыкуем точно друг к другу. В пошиве бегемота очень важна точность соединения линий. Все неточности будет видно.

После наметывания делаем тоже самое с другой стороны.

В изгибах у нас будут образовываться небольшие складочки – это нормально.

Как видите узкое пространство между ножками на передней части бегемота у меня не разрезано.

Берем нашу часть с ушками. Прикладываем ее к передней части бегемота по отметкам.

Складываем лицевой стороной друг к другу с совпадением отметок и линии. Скалываем булавкой по нашим отметкам.

Переходим на заднюю часть бегемота и скалываем булавкой задние ножки, соединяя их точно по линиям.

Сначала делаем это с одной стороны. С которой начинаем наметывать.

Возвращаемся к нашим отметкам на мордочке бегемота и начинаем сметывать точно по линиям с середины мордочки, т.е. от отметки, где мы скололи булавкой. Сметываем ту сторону, с которой у нас закреплены задние ножки.

Скалывать задние ножки необходимо, потому что в процессе наметывания ткань может растянуться, образовать складки, и у ножек может получиться несовпадение окончания, иногда на 1-2 см. Это очень много. Нам придется выдергивать наметку и делать работу заново.

Когда мы уже почти дошли до конца спинки, наметывая тело, необходимо остановиться и проверить правильность соединения частей. Если все получилось отлично, то выглядит примерно так.

Если мы видим явную разницу в длине оставшихся частей, то нам необходимо компенсировать это образовывая небольшие волны большей части при наметке. Страшного в этом ничего нет, заметно при плотной набивке не будет.

Огромной разницы в длине получиться не должно.

Когда подходим к булавке, должно получиться так.

Теперь делаем со второй половиной бегемотика все то же самое. Начинаем от отметки на мордочке, не забываем скрепить задние ножки булавкой.

Теперь вспомним, что у нас есть клыки. На самом деле мы их не забыли. Просто намного удобнее их вставить потом, чем мучиться с ними в процессе и так нелегкой стыковки округлых деталей выкроек.

Техника вышивки сажение по бели. Пришивание бели.

Два клыка намечаем на одинаковом расстоянии от середины мордочки. Я отмечаю на глаз и ставлю карандашиком отметки.

Теперь в том месте, где нам необходимо вставить клыки разрезаем наметку и вставляем между слоями ткани клыки. Скрепляем все булавкой.

Для фетровых клыков не имеет значения насколько глубоко вы их просунете, это все выровняется при формировании и обрезке. Для сшитых и вывернутых – ориентируемся на нарисованную линию.

Вот так у нас получилось.

У нашего бегемота еще нет брюшка. Берем раскроенную деталь. Зад и перед на нем одинаковые.

Булавками соединяем точно по линиям брюшко с пространством между ножек сбоку бегемота. Соединяем в трех местах. Середину – отмеряем на глаз середину брюшка и середину пространства между ножек туловища бегемота и соединяем края ножек бегемота.

Получается вот так.

Немного с волнами, но так и должно быть.

Наметываем, распределяя волны и складочки равномерно.

И делаем все то же самое с другой стороны брюшка.

После этого скрепляем булавкой крайнюю верхнюю точку дуги между передними ножками бегемота.

Это нужно для того, чтобы при наметке у нас совпали центры и никуда не съехали.

Сметываем. Переходим к задним ножкам.

Разрезаем между ножек ровно посередине, и чуть-чуть не доходя до конца линии.

Разрезаем сейчас, так как после сметки разрезать это место будет неудобно. Расстояние между ножек на брюшке не разрезаем.

Это место для набивки бегемота и когда мы будем набивать, просовывая руку в тело бегемота, то можем немного надорвать имеющийся разрез. Поэтому мы оставляем на это себе запас и разрезаем не до самого конца.

Сметываем расстояние между задними ножками по тому же принципу, что и передние.

После сметывания разрезаем расстояние между задними ножками на детали брюшка.

Сшиваем сначала шов там, где у нас клыки. Затем длинный шов от передней ножки бегемота к задней – с одной стороны, затем с другой. После этого швы на брюшке.

Сажение по бели. Свадебный венец | Галерея Сельдерея

Иногда при сшивании будут образовываться множество складок.

Мы их не боимся. Расправляем, распределяем и сшиваем.

Внимательно следим не только что у нас с верхней тканью, но и то что снизу. Почаще останавливаемся и заглядываем что у нас с нижней тканью, расправляем ее.

Бывает такое, что нижняя ткань складывается параллельно строчке и прямо под нее. Особенно в швах в районе мордочки.

После того как все прострочили, убираем наметку и булавки. Не забудем разрезать между передними ножками.

Переходим к стопам бегемота.

Очень важно определить перед и зад не на детали стопы (там овал и ничего сложного нет), а на самих ножках. Чтобы овал в итоге лег ровно и бегемот наш в последствии не косолапил.

Для этого положим тушку на спину и пальцами растянем пространство внутри ножек. Увидели, где перед и зад и тут же прикладываем деталь стопы и закрепляем ее булавками.

Поступаем так со всеми четырьмя стопами. Затем прострачиваем и убираем наметку.

Получается вот так.

И наша тушка собрана и почти готова. ��

Теперь необходимо сделать разрезы, как мы делали на ушках. Чтобы при выворачивании все изогнутые линии легли так, как нам надо, и ничего у нас не тянуло. Разрезы делаем везде. Их много, набираемся терпения и вперед!

Через имеющееся сзади бегемота отверстие набиваем тушку довольно плотно.

И у нас почти готовый бегемот!

Нам остались небольшое преображение нашего бегемотика.

Начнем с того, что зашьем прореху в попе бегемота, через которое мы набивали тушку. Начинаем снизу и направляемся наверх.

При зашивании края чуток подворачиваем внутрь, чтобы они не оказались у нас снаружи.

У меня выглядит так.

Дойд до самого верха, останавливаемся и ненадолго откладываем.

Берем нашу заготовку хвостика из фетра и путем обрезания уголков с одного конца хвостика, делаем остреньким. Это чтобы смотрелось более эстетично.

Далее, парой стежков прикрепляем хвостик в конце нашей зашитой прорехи. Тупым концом вверх, острым вниз.

Берем пуговицу подходящую под нашу гамму и пришиваем ее вместе с хвостиком.

Переходим к клыкам. Они нам кажутся слишком длинными и форма их не самая привлекательная.

Поэтому с помощью нехитрых манипуляций с ножницами превращаем их примерно вот в это:

А сейчас очень важная часть.

Я стараюсь найти момент, когда меня никто не отвлечет от этого занятия, и моя рука не дрогнет! ��

Рисуем рожицу нашему бегемоше.

Сначала карандашом намечаем контуры.

Описывать очередность я не буду, потому как тут нет сложности, и все понятно.

Вот так выглядит карандашный набросок

Теперь раскрашиваем акриловыми красками по ткани то, что мы нарисовали.

Я рисую зубочисткой, потому что контуры тонкие и ничем другим у меня не получается.

Сначала рисуем все черным: брови, внешний контур глаз, зрачки, нос.

Затем рисуем радужку цветом какого хотим видеть глазки. У меня голубой.

Затем белок белой краской. И блик в виде точки на зрачке тоже белой краской.

На тему украшения фантазируйте дальше сами. Хотя он и так очень симпатичный! ��

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Метки

Рубрики

  • жизнь (2170)
  • политика (1351)
  • ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ (450)
  • Актеры (55)
  • мои думушки (15)
  • этика (11)
  • сатанизм (10)
  • мои корни (7)
  • ИСТОРИЯ (1217)
  • племена,народности (314)
  • геноцид на украине (170)
  • геноцид на украине (107)
  • ВОВ (75)
  • СССР (37)
  • Петр 1 и его окружение (22)
  • великие (11)
  • территория загадок (10)
  • оборона (6)
  • полководцы (2)
  • города России (754)
  • РУСЬ (562)
  • города моей жизни (43)
  • арии,славяне,русь, (21)
  • Ленинград,Питербург,Санкт-Петербург. (11)
  • малая родина (9)
  • книги (487)
  • аудио-книги (162)
  • любимые книги (91)
  • легенды,мифы (40)
  • исторические книги и фильмы (39)
  • книги онлайн (10)
  • картины (464)
  • фотограф,фото (65)
  • Золотая галерея русской живописи (59)
  • живопись (33)
  • цветы (13)
  • Стихи (416)
  • ДЛЯ СЕБЯ (374)
  • гороскопы (125)
  • магия,ритуалы (122)
  • мир музыки (330)
  • женский образ (246)
  • своими руками (244)
  • вязание (94)
  • скульптуры (24)
  • шитье (23)
  • сад,огород (4)
  • сад,огород (3)
  • за гранью разумного (211)
  • Вселенная (119)
  • видео (210)
  • путешествия (196)
  • страны (90)
  • Для друзей (176)
  • С новым Годом (54)
  • С Добрым утром (4)
  • Добрый вечер (3)
  • С Днем Рождения (2)
  • все для компа (173)
  • рамочки (62)
  • копилка (5)
  • флэш-эпиграфы (4)
  • мудрость жизни (151)
  • Знаете ли Вы? (26)
  • высказывания великих мира сего (20)
  • Обычаи,нравы, (8)
  • правила жизни (6)
  • уголок поэта (149)
  • Красота (147)
  • сады мира (57)
  • остров сокровищ (36)
  • карнавалы мира (9)
  • дети,воспитание (139)
  • русский язык (13)
  • мультфильмы (1)
  • кинофильмы онлайн (137)
  • виртуальный театр (30)
  • архитектура (117)
  • замки (43)
  • юмор (116)
  • религия (111)
  • язычество (47)
  • Кулинария (107)
  • выпечка (24)
  • салаты (15)
  • все из овощей (10)
  • украшения блюд (10)
  • мясные блюда (7)
  • антиаквариат (100)
  • артефакты (12)
  • фото животных (91)
  • храмы,соборы,монастыри (76)
  • Здоровье (75)
  • ПРИРОДА (75)
  • Чудеса Природы (48)
  • подводный мир (5)
  • Крым (1)
  • ДЕТИ (53)
  • фэнтези,мистика,необъяснимое (50)
  • сознание (47)
  • музыка (47)
  • Плейкаст (4)
  • ПРИРОДА (31)
  • советы для дома (31)
  • камни (24)
  • переделываем старые вещи (13)
  • интернет-деньги (12)
  • мастер-класс Косы (12)
  • полезное (11)
  • анимированные картинки (10)
  • АСТРОЛОГИЯ (5)
  • любовь (4)
  • цитаты из книг (3)
  • выставка (3)
  • рецепты масок (1)
  • ВОЛОСЫ (1)
  • ПОГОВОРКИ (0)

Приложения

  • ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Индикатор места в рейтинге Яндексвот:)
  • Каталог блоговКаталог блогов позволяет упорядочить блоги людей и сообществ по категориям, позволяя быстрее находить нужные и интересные блоги среди огромного количества блогов на сайте li.ru
  • Музыкальный плеер
  • узнай свой IPМы все о Вас знаем)

Ссылки

Новости

Музыка

Музыкальный плеер

Всегда под рукой

Шутливый гороскоп блоггера

неизвестно

Цитатник

Журналист Андрей Норкин об Александре Захарченко

Бессмертный Полк на Лиру — Акция Прочитал сам — покажи другому! Кто забудет своё прошлое — у .

Сода для пользы огорода Сода для пользы огорода Сода – один из помощников дачни.

ГЛАВНЫЙ НЕДОСТАТОК СТАЛИНА — ОН САЖАЛ ТЕХ, КОГО НАДО БЫЛО ВЕШАТЬ. Спасибо СССР за красный фла.

ВЫ ОБ ЭТОМ ТОЧНО НИЧЕГО НЕ ЗНАЕТЕ! Оригинал взят у rusfront2022 в ВЫ ОБ ЭТОМ ТОЧНО НИЧЕГО .

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Друзья

Сообщества

Статистика

Записи с меткой головные уборы славянок.

(и еще 2 записям на сайте сопоставлена такая метка)

Другие метки пользователя ↓

  • 1 Запись понравилась
  • 8 Процитировали
  • 0 Сохранили
    • 8Добавить в цитатник
    • 0Сохранить в ссылки

    Головные уборы славянок.

    Дневник

    В памятниках археологии X — XIII вв. они представлены из погребений и древнерусских кладов, это преимущественно женские головные уборы. Мужские головные уборы были почти неизвестны. В последнее время новые сведения о них собраны О.А. Брайчевской (Брайчевська О.А., 1992).

    Самой распространенной и часто встречаемой деталью головных уборов

    можно считать очелья.

    По сути, это самостоятельная конструктивная деталь, для украшения которой пользовались всевозможными техническими приемами, известными в шитье и ювелирном искусстве. Древнее название очелий не известно. Термин чело появляется в источниках очень поздно — Иван Калита завещал своей дочери Фетинье чело и гривну. Очень может быть, что этим же названием для какого — то головного убора пользовались и раньше. Однако нет никаких данных связывать слово чело с теми металлическими деталями матерчатых головных уборов, которые делались из золотых и ажурных серебряных дужек.

    Убор головной русский — убрусь.

    Шитье жемчугом по бели

    В древнерусском языке слово «убрусь» употреблялось для обозначения головного убора как женского, так и мужского (Беркович Т.А., 1981. С. 22, 59; 1967, § 419-422; Срезневский И.И., 1958. Т. II. С. 1001).

    Головные уборы украшались лентами на висках, гремящими украшениями из металла, махры и меха, которые (как и сам головной убор) служили оберегом, защитой от злых сил. Незамужние девушки носили открытый головной убор, представляющий собой повязку в виде ленты (полотенца) с открытой макушкой. Смысл названий девичьих головных уборов означает «жизнь, как возможность воспарения вверх, в вечность» ( «Обруч», «Перевязка», «Венец»).

    Мастер-класс «Сажение по бели»

    Молодые девушки носили повязку или венчик, которые украшали по всей поверхности жемчугом, а кто побогаче – и драгоценными камнями. Носили повязки и венчики на лбу и завязывали на затылке. Но главным украшением девицы считалась коса. Чем толще и длиннее, – тем краше.

    В южных губерниях европейской части России и в Тобольской губернии венец представлял собой неширокий обруч из луба или бересты, обтянутый тканью и украшенный бисером, бусинами, бумажными цветами. Сзади к нему прикрепляли широкую полосу шелковой или парчевой ткани с золотым кружевом на конце. Лента спускалась на спину, прикрывая косу. Надевали такой венец низко на лоб, чуть выше бровей, и завязывали на затылке.

    Другой тип венца носили девушки северных губерний – Архангельской, Новгородской, Вологодской, северных районов Костромской и Тверской. Его отличительной чертой были «городки» – зубчатый верхний край. Такой венец действительно напоминал корону: его внешняя, лицевая часть украшалась драгоценными или полудрагоценными камнями, перламутром, цветным стеклом в металлической оправе, речным жемчугом, золотой крученой нитью – канителью и пр. И первый, и второй тип венца оставлял макушку открытой, чтобы все могли полюбоваться густыми и шелковистыми волосами, заплетенными в косу. Венец был не просто праздничный головной убор девушек, он являлся символом девичества.

    Как легко было в древности определить по на ряд у девушки ее возраст — совершеннолетняя или нет, можно ли сватать. А вот замужем или нет — об этом говорил в первую очередь головной убор.

    По одним только археологическим данным разделить находки на головные уборы девушек и головные уборы замужних женщин не представляется возможным. Вероятным является необходимости закрытия волос при смене социального статуса у женщины. Ни одна классификация не будет полной и объемлющей. Ибо любой тип в жизни редко фигурировал в «чистом» виде, чаще представлял собой сочетание уборов разных типов. От простых в раннем возрасте до усложненных в зрелом.

    До замужества головной убор (по крайней мере летом не покрывал макушки, оставляя волосы открытыми. Маленькие девочки носили на лбу простые матерчатые тесемки. Взрослея, вместе поневой они получали «красу» — девичий венец. Еще его называли «увяслом» — «повязкой», от «вясти» — «вязать». Эту повязку pacшивали как можно нарядней, иногда, при достатке, даже золотом.

    Другой типично славянской разновидностью «красы» был венчик из тонкой (около 1 мм) металлической ленты. Ширина ленты бывала обычно 0,5-2,5 см. Делали такие венчики из серебра, реже — из бронзы, на концах устраивали крючки либо ушки для шнурка, который завязывался на затылке.

    Венчики , венцы и повязка.

    Несколько более сложную конструкцию имеет повязка с нашитыми сверху бляхами или лентами. На лбу или темени она могла иметь основу–подкладку длиной около 50 см. Под косой её завязывали верёвочками, а вниз, на спину, спускали уже сузившееся продолжение повязки-ленты.Повязки носили девицы из небогатых сословий. Их одевали чаще всего по праздникам и даже на свадьбу, вместо венца. Замужние женщины также могли использовать повязки, но одевали их уже на покрытую голову.

    Костюм, как тайнопись, нес в себе зашифрованную информацию: что за человек, откуда и куда он идет, какому сословию принадлежит, чем занимается. Это поверхностный слой информации. Был еще и глубинный: тайна рождения, тайна бытия. Эти знания передавались с языческих времен из поколения в поколение, выполняя роль оберегов от злых духов.

    Женские и девичьи головные уборы отличались. Яркая иллюстрация тому картина Максимова. У замужней женщины волосы спрятаны под повойником, а у девушек заплетены в одну косу и выпущены из под головного убора:

    В. Максимова «Сборы на гулянье» 1869

    Парни, не смея прикоснуться к своей милой, забрасывали внутрь повязки орехи, пряники и другие лакомства. Полюбившейся девушке приходилось выдерживать на голове килограмма два таких приношений.

    Алексей Иванович Корзухин (1835-1894) «Боярышня» 1882

    Урок 1. Как уложить настил.

    «Сборник»

    Виктор Алексеевич Бобров (1842 — 1918) «Боярышня» 1915

    Из реставрационной мастерской Суздальского художественно-реставрационного училища.

    Север России; ориентировочно 1840 год. Продан на аукционе «Кристи» за $4,722

    Россия; первая половина 19 века.Продан на аукционе «Кристи» за $3,542

    Brooklyn Museum Costume Collection

    Кокошник «Златоглав»

    «Златоглав» Грайворонского уезда Курской губ. (вид сзади)

    Сергей Сергеевич Соломко «Нежности»

    Маковский «Боярышня»

    «Вот тебе кокуй, с ним и ликуй!»

    «Кокошник составляет самое красивое убранство женской головы. Точно развёрнутый веер или круглое опахало, он обрамляет всё лицо и для характерных русских круглых и румяных лиц как будто нарочно, и по особенному заказу, придуман» nbsp;В.И.Вардугин «Русская одежда» стр.112)Кокошник получил распространение с появлением сарафана и отличается от коруны так называемым «донцем» — тканью, которая закрывала волосы женщины.

    Кокошник центральных областей России. Продан на аукционе «Кристи» за $ 54 85

    Реальные размеры огромных кокошников помогают представить наблюдения Глушкова Ивана Фомича (1774 – 1848, тверской вице-губернатор), занесенные в «Ручной дорожник…» близ Вышнего Волочка. Он пишет о замужних женах: «…На голове носят почти вертикально стоящую из толстой бумаги доску, вышиною в три четверти аршина (то есть чуть более полуметра), выложенную золотом и жемчугом, которой фигура вверху круглая, оканчивающаяся внизу, у ушей прямыми углами. Сей тягостной, как сами они признаются, убор называется кокошником…».Этот головной убор, по-видимому, заимствован от татар или, по крайней мере, и у них был в употреблении. По свидетельству черногорского архиепископа — путешественника Иоанна де Плано Карпини , «татарки носили на голове нечто круглое, сделанное из ивы или древесной коры; этот убор покрывался клеенкой красного цвета, весь покрыт червонцами, а по краям унизан жемчугом в несколько снизок, который висит наподобие плетешков».

    Кокошники имели множество вариантов в конструкциях и украшениях. В той или иной губернии преобладал свой тип кокошника с местным названием: «кокошко», «кокуй», «златоглав», «шеломок», «копытень», «шишак», «ряска», «капок», «борушка», «сборник», «борчатка», «каблучок» и т.д.

    Самый распространённый вид кокошников «Однорогий»

    Александр Левченков «Боярышня»

    Кижи онлайн: Сажение по бели – рельефная вышивка жемчугом

    Клобук. IV в. до н.э.

    Сергей Соломко (1867 – 1928) «Слова любви»

    Венец и обруч, чильце.

    «Венец», «коруна», «почелок», «ряска» — тип праздничного девичьего убора с подкладками из фольги. Главное их различие заключалось в том, что одни были сплошными, твердыми, а другие — прорезными, гибкими. Твердые венцы в виде подковы обрамляли девичье лицо подобно нимбу. Как правило, все они украшались вышивкой жемчугом или белым бисером приемом сажения по бели.

    Коруна вышитая в технике «сажение жемчуга по бели». Творческий вечер при свечах с Ириной Шиковой.

    Самым торжественным из всех девичьих уборов бы коруна вердый венец в виде выпуклого обруча с прорезным узором. Распространение этого вида венца весьма широко. Она имеет околыш, который декорировался золотным шитьем и бисером, как белым, так и цветным, применялся и галунный стеклярус. Узор выкладывался белью, по ней сажался жемчуг или бисер. Последний использовался в корунах уже в XVIII веке.

    Неизвестный художник «Портрет великой княжны Александры Павловны в русском костюме» 1790

    На Руси девицы всегда носили крепившиеся на затылке узкие металлические обручи. К ним крепились височные кольца и другие украшения. Обруч из кожи или бересты, обтянутый тканью и богато украшенный (бусами, косточками, пластинками, вышивкой, речным жемчугом и каменьями) становился венцом. Венец также мог иметь три или четыре зубца и съемную переднюю часть, которая называлась очельем.Все височные украшения могли крепиться уже не только к волосам, но и к самому венцу: сначала это височные кольца, а к XIV веку – подвески из бисера или драгоценных камней, которые получили название рясы.

    Скорее всего, венец является продолжением венка, одного из самых древних девичьих украшений на Руси. Цветы венка крепились на берестяном или железном ободке и также обильно украшались перьями, бусами, золотом и лентами разных цветов.

    В древности венок девицы носили на распущенные волосы. Здесь он неотъемлемая часть любого обряда, в котором принимает участие незамужняя девушка (сбор трав, прыжки через костёр).

    Мастер-класс по созданию старинного головного убора сороки (24.06.15)

    Придавая большой сакральный смысл кругу — символу бесконечности, Означающему целостность, непрерывность, первоначальное совершенство, налобные повязки (современное название — хайратники) носили во все времена как женщины, так и мужчины.