Мастер-класс ключница Дубрава

Мастер-класс: ключница «Дубрава»

Эту ключницу я делала на одну из ярмарок-выставок. Решила поделиться с вами, вдруг кому приглянется идея.

Сложность работы небольшая. Просто требуется время на просушку (я предпочитаю все делать «мимоходом», не заморачиваясь на фен).

Итак, у меня была ключница, от которой я оторвала декоративный цветок. Также нам понадобятся: морилка «дуб» и потемнее (у меня была «мокко» и «эбеновое»), текстурная паста, акрилова краска — жженая умбра для коры, зеленая для мха, античная бронза для акцентов, фетр, желуди, битум для затемнения, кусочек медной проволоки, клей Момент Кристалл и акриловый лак.

Снимаю всю фурнитуру для легкости работы и покрываю заготовку сперва морилкой «Дуб». Пока не высохло, другой кистью наношу акценты «Мокко» по сгибам, граням и немного в произвольном порядке. Морилки растекутся, а когда высохнут, то границы вообще будут не видны. Можно делать темные углы еще темнее, мазнув морилкой «Эбеновое дерево». Я люблю вот эти недорогие морилочки, меня они очень устраивают. Для работы наливаю в небольшие контейнеры, чтобы удобно было макать кисть.

Пусть морилка сохнет, начинаем подготавливать декор. Нарезаем фетр в форме дубовых листочков (трафарет или берем на улице, или в интернете).

Далее я решила сделать прожилки выжигательным аппаратом. Вы можете нарисовать их акриловым контуром, зашить заломы, вставить/вклеить/вшить проволоку. Тут — кто во что горазд.

После я просто попшикала их слегка вот такой краской для ткани из балона.

Пока я занималась делами и листиками, моя ключница досохла. Теперь можно приступать к имитации дубовой коры. Берем текстурную пасту, накладываем ее, не особо заморачиваясь, палочкой/кисточкой/вилочкой формируем поверхность, похожу. на корявую кору дуба. Оставляем сохнуть. Если нет текстурной пасты, можно смешать шпатлевку по дереву с густым пва 2 к 1 примерно. ПВА сделает шпатлевку более эластичной и не даст растрескаться в процессе сушки. Но текстурная паста быстрее сохнет и лучше формуется.

Опять уходим заниматься делами, пусть «кора» просохнет.

Когда все схватилось, особенно внутренние слои, и декор не мнется под пальцем, начинаем дуб-альбинос делать дубом нормальным. Закрашиваем все жженой умброй, добавляем акцентов из коричневой палитры. Зеленой краской посадим на кору мох. Если не хватает темного — добавляем немного черной краски.

Не забываем делать плавные цветовые переходы от коры к основному фону. Краска высознет почти моментально. Далее покрываем все детали акриловым лаком на несколько слоев. Я ничего не шкурила (только в самом начале сняла пару заусенцев с заготовки). Вы — по желанию. Собираем заготовку после просушки лака.

Приступаем к финальному декору.

Я прибила гвоздиками листья к крыше ключницы. Дверца с решеткой — очень удобно. Пару листов я просто пришила прямо к ней в нескольких местах.

Желуди я насобирала недалеко от дома. Сами веточки хрупкие. Их надо укреплять. Я взяла и обмотала медной проволокой, которая и поможет веточку закрепить на решетке дверцы.

Так как желуди крепятся в шляпках ненадежно, я приклеила их клеем. Люблю Момент Кристалл. Чтобы лучше держалось, шляпку внутри и «попку» орешка протрите ацетоновой жидкостью или чем-то другим обезжиривающим. «Попку» можно еще и зашкурить грубой шкуркой, разлохматить поверхность, так сказать, для лучшей сцепки.

Далее крепим литик и веточку на дверцу за проволочный хвост.

Композиция показалась пустоватой и я приклеила еще один желудь, предварительно пройдясь по гладкому боку грубой шкуркой.

Добавляем акцентов: петли и замочек я поляпала битумом, убрав яркость металла. Лишку стираем. Так же битумом вы можете подчеркнуть углы, впадинки и прочие рельефы заготовки.

Античной бронзой я добавила красоты на коре, по уголкам и на желудях.

И на следующее утро пошла это радостно фотографировать во дворе :)

Спасибо за внимание! Буду рада, если вам понравилось. Поделитесь своими мыслями и идеями.

Примеры творческих заданий на уроках русского языка. 4-й класс

Класс: 4

1. Запиши предложения в таком порядке, чтобы получился связный текст.

Вот почему под осиной столько сосновых шишек очутилось!

Отошёл я в сторону и сел на пенёк. Гляжу, к дереву птица летит и в клюве сосновую шишку держит. Сразу узнал я дятла.

Вдруг вижу: на снегу набросана целая куча сосновых шишек. Все вылущенные, растрепанные: хорошо над ними кто-то потрудился.

Шёл я однажды зимой по лесу.

Посмотрел вверх на дерево. Да ведь это не сосна, а осина! На осине сосновые шишки не растут. Значит, кто-то натаскал их сюда.

2. Придумай и запиши по три разных предложения с каждым из этих слов.

Море, дождь, солнце.

3. Прочитай предложения. Выбери из них те, которые соответствуют теме “Наши домашние животные”. Можно ли считать выбранные предложения текстом? Придумай начало и запиши выбранные предложения, раскрывая скобки.

Под окном растёт кудрявая (Р,р) ябина.

Наша любимица (Р,р)ябинка дает много молока.

Тяжелый груз перевозит (В,в)есёлый.

Вьётся в поле (В,в)есёлый ветерок.

Мой (Д,д)ружок – отличник.

Сторожит хозяйство верный (Д,д)ружок.

Мы любим наших животных.

4. Подбери и запиши определения.

Лес — густой, _______________________.

Сосны – прямые, ____________________.

Осины – робкие, ____________________.

Берёзы – нежные, ____________________.

5. Прочитай текст. Выпиши “лесные” слова, дополни ряд своими словами.

Лес прекрасен в любое время года. Он живёт своей, особой, жизнью. Здесь сказочно и таинственно. Но что мы знаем о жизни леса? На самом деле очень немного. А вот лесники могут рассказать нам очень интересные вещи. Им известно много “лесных” слов. Каждое из них рисует в нашем воображении неповторимые картины. Так, при слове “глухомань” нам представляются сырые чащи, грибной аромат, загадочная тишина и сумрак. О многом способны поведать нам такие лесные слова, как опушка, поляна, дубрава, бор, роща и другие.

“Лесные” слова: ____________________________________________________________

6. Придумай и опиши необычное дерево, которого не существует в природе.

Например: дерево, на котором растут все известные фрукты (абрикосы, яблоки, груши, сливы и т.д.) или дерево-дракон, застилающее свет для других деревьев (всего леса).

7. Прочитай стихотворение. Выпиши “морские” слова, дополни ряд своими словами.

Морская звезда.
Вдоль берега морского
Я шёл неведомо куда.
Вдруг вижу:
Рядом с полосой прибоя
Лежит блестящая звезда.
Взял я её осторожно,
Опустил в морскую гладь,
И тут случилось чудо:
Моя находка стала оживать.

“Морские” слова: _____________________________

8. Представь, что ты солнечный лучик, проникший в морское царство. Опиши свои впечатления.

9. Прочитай текст. Выпиши “снежные” слова, дополни ряд своими словами.

Высоко в небе зимой плавают перистые облака, которые состоят из множества мелких ледяных кристалликов. Они растут, превращаются в снежинки и целыми стаями устремляются вниз. Идёт снег. Но падать он может по-разному. Если подует влажный ветер, снежинки слегка подтаивают по концам, слепляются на лету и превращаются в “хлопья”. Подует северный ветер – на землю посыпятся твёрдые белые шарики, похожие на крупу. В народе такой снег называют “крупкой”. Подует сильный ветер – заструится снег по земле “позёмкой”, весело и задорно. Задует ещё сильнее – начнётся метель. Иногда ветер так расхулиганится, что может разыграться снежная буря – “буран”. А самый первый, чистый, нетронутый никем снег называют “порошей”.

“Снежные” слова: ___________________________________________.

10. Придумай и запиши небольшой рассказ о приключениях маленькой снежинки.

11. Запиши, какой цвет и какой запах могут иметь…

12. Выпиши глаголы, употреблённые в переносном значении.

Зима проснулась рано,
С первою синичкой.
Нечёсаным буранам
Заплела косички.
Расписала акварелью
Каждое окошко.
И сосулек из капели
Нам свила немножко.
Подмела в лесу позёмкой –
Она ль не мастерица,
И связала иней тонкий
На морозных спицах.

13. Прочитай текст. Мысленно разделили его на смысловые части. Запиши ту часть, в которой говорится о “снежных” обезьянах.

Многие думают, что все обезьяны любят тепло и живут в странах с жарким климатом. Да, большинство обезьян “неженки” и очень плохо переносят зимние холода. Но в Японии, на самом большом острове Хонсю, обитают так называемые “снежные” обезьяны, которые считаются самыми северными обезьянами в мире. Живут “снежные” обезьяны в заповеднике Игодукани. Это место самых удивительных контрастов: из-подо льда вытекает кипящая вода и кипят гейзеры. Тело обитающих здесь макак покрыто густой шерстью. От этого они кажутся более упитанными и мощными, чем на самом деле.

14. Переставь части текста, чтобы описание стало последовательным. Озаглавь рассказ. Запиши.

Кормим мы нашу певунью капустой, морковкой и семенами разных растений. Спит птичка нахохлившись и втянув головку.

С первыми лучами солнца канарейка начинает петь. Её звонкий голос радует нас до самого вечера.

Вот уже почти год у нас дома живёт певчая птичка канарейка. На спинке и головке у нее перышки желтого цвета, бока и хвостик – белые. Глазки у птички, как угольки, черные и блестящие.

15. Передай (письменно) содержание текста в трех предложениях.

Когда люди не умели писать. Кое-где такие народы существуют в наше время. Как же они обходятся без письма? У каждого народа есть свои сигналы-символы. Символы без слов обозначают, запрещают или разрешают что-либо. В прошлые века люди часто слышали колокольный звон. Он мог быть сигналом радостных событий или сигналом тревоги.

Еще немного о разных сигналах. Канадские индейцы разводили костры, дым которых привлекал внимание. Этот дым многое мог сообщить людям на большом расстоянии. А у австралийских аборигенов есть даже специальное слово, понимаемое как “читать дым”. Многие индейские племена для передачи информации использовали специально завязанные узелки. В Африке известия переносились от одного поселения к другому дробью большого барабана тамтама.

Вот, оказывается, как можно передавать информацию без слов.

16. Дай развернутый ответ на вопрос: как? Предложи свой вариант решения проблемы.

Как развести сад на Луне?

Как сосчитать звезды?

Как сделать машину для приготовления уроков?

Как научить собаку разговаривать?

Как сделать так, чтобы всегда были каникулы?

Как переплыть океан?

17. Допиши продолжение истории от 3-го лица.

Меня зовут Миша. Я учусь в третьем классе. У меня дома живут черепаха и белый мышонок. Иногда я беру их с собой в школу: сажаю черепаху Жужу и мышонка Гришу в портфель. Черепаха глаза закроет и спи среди учебников. А Гриша непоседа. Однажды он меня подвел. Как-то выскочил он из-под парты…

18. Дай распространенный ответ на вопрос: хороши или плохо?

Осень. Это хорошо или плохо? Хорошо: созревают все овощи и фрукты. Плохо: очень часто идут дожди, в такую погоду долго не погуляешь.

Книга. Это хорошо или плохо?

Солнце. Это хорошо или плохо?

Мороженое. Это хорошо или плохо?

Огонь. Это хорошо или плохо?

Конфеты. Это хорошо или плохо?

Телевизор. Это хорошо или плохо?

Ножницы. Это хорошо или плохо?

Снег. Это хорошо или плохо?

19. Подбери глагол с противоположным значением.

Смелый побеждает, а трус __________.

Ласточка день начинает, а соловей ____________.

По одежке встречают, по уму ___________.

Легко друга потерять, а трудно ___________.

Чем зря кричать, лучше ___________.

20. Представь, что ты оказался на необитаемом острове. Напиши, как и из чего ты…

Сделаешь себе жилище …

Найдёшь и приготовишь что-нибудь себе на обед …

Сделаешь лодку или плот …

Подашь сигнал о помощи …

21. Запиши текст, включив в него описание снежинок.

Маша проснулась рано утром, выглянула в окно – и ахнула! Весь двор был белым-белым. Нарядные деревья приветливо качали ветками. В воздухе в чудесном танце кружились снежинки. Солнечный свет играл на снегу разноцветными бликами. Природа радовалась и ликовала: наконец-то пришла зима!

22. Прочитай два текста. К какому стилю они относятся? Запиши текст художественного стиля.

Как хорош лес осенью! С синего неба посылает солнце прощальные лучи. Земля покрыта разноцветным ковром из багровых, ярко-желтых и оранжевых листьев. Красивы деревья в золотом праздничном наряде. Но уже не слышно веселого посвиста птичьих голосов.

Почему вода в море соленая?

Когда идет дождь, он растворяет частицы солей, содержащихся в почве и каменистых породах. Ручейки дождевой воды попадают в реки. Течение реки переносит соли в моря. Вода под действием солнца испаряется и выпадает на землю в виде осадков, но соль остается в море.

23. Подбери и запиши оригинальные сравнения к данным словам. Составь и запиши по одному предложению, включив в него сравнение.

24. Придумай и запиши комплименты своим одноклассникам.

Вася – интересный собеседник.

Лена – добрый человек.

25. Составь и запиши семь вопросов, которые можно задать другу (подруге), чтобы лучше его (ее) узнать.

Например: Что ты любишь читать?

26. Прочитай стихотворение. Выпиши слова, звучащие одинаково, но имеющие разные значения.

Веселая мышка на свете жила.
Она симпатичною мышкой была.
Следила мышка за фигурой —
Занималась по утрам физкультурой.
Однажды утром — вот напасть,
Кошка решила на мышку напасть.
Но мышка не растерялась —
Быстро с силами собралась,
Достала нужный инструмент
И с кошкой справилась в момент.
Меткие удары летели куда попало,
Ох, той кошке и попало!

27. Сочини и запиши небольшой рассказ, используя данные устойчивые выражения: ставить палки в колеса, принимать близко к сердцу, считать ворон, бежать во весь дух, терять голову.

28. Найди ошибки и запиши правильно. Придумай продолжение истории, употребив 3-4 известных тебе фразеологизма.

Однажды, средь белого дня, я попала впростак. Возвращалась я со школы домой бегом, и пить захотела как резаная. Решила забежать к подружке и спросить у нее вопрос. Забегаю в подъезд очертя голову, а там света нет. Страшно, аж мороз по коже продирает. Я чуть не лопнула со страху! И тут вдруг как музыка перед ушами заиграет.

29. Все дети рано или поздно становятся взрослыми. А каждый взрослый чем-нибудь да занят. Чем ты будешь заниматься, когда вырастешь? Кем ты будешь? Напиши мини-сочинение “Кем я буду, когда стану взрослым”.

30. Дай обдуманный и развернутый ответ на вопрос после текста. (Напиши небольшое сочинение-рассуждение).

1. Кате исполнилось десять лет. На свой день рождения она пригласила лучших друзей — Наташу и Сережу. Гости пришли с подарками. Сережа принес Кате настольную игру “Хоккей”.

— Спасибо, — сказала Катя. — Правда, я не очень люблю эту игру.

Наташа подарила сказки Шарля Перро.

— Спасибо, Наташа, — сказала Катя. — Книжка хорошая. И ничего страшного, что она не новая. Видно, ее все твои родственники перечитали.

Пригласила Катя гостей к столу. Смотрит, а Наташа и Серёжа скучные сидят. Она им и торт отрезала, и музыку включила, а они не веселятся. Интересно, почему?

2. Два друга, Игорь и Миша, зимним днем возвращались домой из школы. Игорь поскользнулся и упал. Миша засмеялся и спросил его: “Ну, как посадка прошла?”. Товарищ обиделся и ушел. Интересно, почему?

3. Каждый год с наступлением осени в пригородных дачных поселках появляются бездомные собаки и кошки. Брошенные. Многие из них до весны не доживают: одни гибнут от голода, другие от холода, третьи под колесами машин и поездов. Идут дожди, дуют ветра, метут метели, а нашим братьям меньшим даже негде спрятаться. Бредут они, смотрят на прохожих, которые торопятся по своим делам, но никто не обращает на них внимания. Как вы думаете, откуда берутся бездомные животные?

4. Сережа гулял во дворе. Прямо перед ним на землю из окна второго этажа выпал плюшевый мишка. В окне никого не было. Сережа поднял мишку. Игрушка ему очень понравилась, он давно о такой мечтал. Сережа смотрел на мишку и долго о чем-то думал. Наконец он принял решение. Как ты думаешь, какое? Как бы ты поступил на месте Сережи?

hunhuz71

  • Add to friends
  • RSS

Влад Веклич

Останавливая мгновения.

Крымское заповедно-охотничье хозяйство было организовано в конце 50-х годов по указанию Никиты Хрущёва. Тогда же на территории Крымского заповедника были построены две правительственные резиденции «Дубрава-1» и «Зеленый гай». Сюда приезжали охотится и сам Хрущёв, а после уже Леонид Брежнев и члены Политбюро ЦК КПСС.
Мы побывали на резиденции Дубрава-1 во время экскурсии «Заповедный Крым». Заехали посмотреть, как отдыхали и жили генсеки СССР. Именовалось это в путевом листе как дача Брежнева.

1 Главный дом комплекса «Дубрава-1»

3 Вся территория засажена соснами и буками.

4 Нам выдали бахилы и мы вошли в дом.

5 Кабинет Брежнева для просмотра документов и прочих срочных дел.

6 Дверь для прислуги и чучело горного барана подаренное Брежневу кем-то из лидеров соц.стран.

7 В холле весит голова оленя, подстреленного Брежневым.

8 Тут же фото генсека с трофеем.

9 Большая гостиная с бильярдом, и кинопроектором. Чучело леопарда тоже подарок Брежневу.

11 В Дубраве, позже, несколько раз бывал Андропов, который не охотился, предпочитал спокойный отдых и очень любил шахматы.

12 Киноэкран гостиной. Именно на этом экране впервые была показан фильм «Кавказская пленница», который очень понравился Брежневу. После этого показа фильму дали «добро» на широкие экраны страны.

13 Столовая. Стол на сервировали, как в лучших московских ресторанах.

17 Лестница на второй этаж.

18 Голова кабана подстреленного Л.Брежневым. Мясо убитых животных Леонид Ильич брал себе, и его готовили там же в кухне.

19 Холл второго этажа и выход на лоджию.

20 Коридор ведущий в спальни.

21 Спальня со скромной мебелью и бельем из батиста. Ее занимал Леонид Брежнев, если оставался с ночевкой на «Дубраве-1».

22 Санузел спалени Брежнева. Сантехника в те времена использовалась только импортная.

24 Спальня для гостей.

25 Санузел зеленого цвета, несбыточная мечта советского человека :)

27 Вход в малую гостиную.

28 Малая гостиная.

30 Вид на гору с лоджии второго этажа. Сама лоджия не шибко интересная и там туристы набились, так что я не сфотал.

32 Приблизил вершину горы телевиком :)

33 На обратном пути щелкнул еще раз вход в кабинет.

34 Идем дальше, а на подходе другая экскурсионная группа.

35 Подсобные постройки комплекса. Домики для охраны и прислуги, баня и тд.

36 Напоследок пофотал листья бука в контровом свете.

Усадьба Дубрава

Адрес: Гродненская область, Новогрудский район, поселок Ольховка д. 78

Ключница-органайзер своими руками. Функциональный декор для дома. Мастер-класс Елены Тюленевой

Количество мест: 11 спальных мест

Описание: Уютная гостиная с камином и выходом на террасу, TV, кухня, четыре спальные комнаты (вместимость 11 человек). Два санузла. Кухня: белорусская, польская, литовская кухня, фирменные блюда от хозяина усадьбы, экологически чистые продукты, русская баня, травяные чаи, мед. Баня

Цена: от 60 рубл/чел с питанием и баней

Контакты: +37529 520-35-07, +37529 656-18-30

Фото:

Уютная гостиная с камином и выходом на террасу, TV, кухня, четыре спальные комнаты (вместимость 11 человек). Два санузла. Проживание только с нашим питанием: белорусская, польская, литовская кухня, фирменные блюда от хозяина усадьбы, экологически чистые продукты, русская баня, травяные чаи, мед.

Цена и оплата:

до 6 человек – 80 BYN/сутки с персоны; более 6 человек – 60 BYN/сутки с персоны (питание и баня включены в стоимость). Стоимость проживания детей оговаривается отдельно в зависимости от их возраста. При заселении предоплата 50% от предварительной стоимости.

Описание усадьбы:

Наша усадьба находится в Новогрудском районе, в 20 км от г. Новогрудок – города с историческим значением известным многим.

«Дубрава»…свое название получила неспроста. Уединенное место вдали от деревень и дорог, живописная, вековая дубовая роща, сосновый бор, перелески, заливные луга, множество маленьких водоемов с белыми лилиями и кувшинками, и наконец, величественный «Неман» — тихо несущий свои воды теперь, как и много тысячелетий назад.

Усадьба «Дубрава» представляет собой огороженный участок, на котором разместились современный деревянный дом мансардного типа с террасой, со всеми удобствами. Баня, зона барбекю, площадки для игры в волейбол и мини-футбол, вместительная автостоянка. Гости могут прогуляться по лесу, по берегу «Немана», заняться собирательством грибов и ягод. Фанаты рыбалки — заняться своим любимым хобби. Каждый наш гость не будет обделен вниманием, а уровень сервиса приятно Вас порадует.

Проживание:

Уютная гостиная с камином и выходом на террасу, TV, кухня, четыре спальные комнаты (вместимость 11 человек). Два санузла. Проживание только с нашим питанием: белорусская, польская, литовская кухня, фирменные блюда от хозяина усадьбы, экологически чистые продукты.

Баня: русская баня, травяные чаи, мед.

Развлечения:

музыкальные вечера классической, средневековой музыки; мастер-классы по соломоплетению; колка дров; косьба ручной косой; спортивные игры; возможны экскурсии по Гродненской области (Новогрудок, Мир, Несвиж, Лида, Гродно, Ивье и т.д.)

Дополнительные услуги

возможен трансфер по предварительной договоренности.

Карта проезда:

Координаты GPS:53.822401, 25.605457, Координаты GPS (NAVITEL): 53°49′21″N , 25°36′20″E

Доблено в каталог: 22 апреля 2022

Всего просмотров этой страницы: 1. Сегодня: 1

Дубрава — пример биогеоценоза

Описание разработки

Типичным биогеоценозом является дубрава. Как в любом другом биогеоценозе, в ней можно выделить составные части:

1. Продуценты – создатели органического вещества. Это растения.

2. Консументы – потребители органического вещества. Это животные и грибы.

3. Редуценты – разрушители органического вещества. Это бактерии, грибы, некоторые животные.

4. Абиотические факторы – климат, состав почвы и др.

На территории Смоленской области дубравы, наряду с сосновыми борами и ельниками, относятся к первичным лесам.

Первичные леса – это коренные леса. Они возникли в послеледниковый период, 12-15 тысяч лет назад.

Первичных лесов на территории области осталось мало. Типичных дубрав, которые еще можно было встретить лет 300 назад, сейчас почти нет. Но на тех местах, где раньше были дубравы, а ныне растет вторичный лес,- можно видеть сохранившиеся растения дубрав. Таким местом является Соколья гора.

Познакомимся с биогеоценозом на Сокольей горе.

Содержимое разработки

Ярусность растений в дубраве

Разные сроки цветения

Опыление, распространение семян

Причины устойчивости дубравы

Круговорот веществ в дубраве

Типичным биогеоценозом является дубрава. Как в любом другом биогеоценозе, в ней можно выделить составные части:

  • Продуценты – создатели органического вещества. Это растения.
  • Консументы – потребители органического вещества. Это животные и грибы.
  • Редуценты – разрушители органического вещества. Это бактерии, грибы, некоторые животные.
  • Абиотические факторы – климат, состав почвы и др.

На территории Смоленской области дубравы, наряду с

сосновыми борами и ельниками, относятся к первичным лесам.

Первичные леса – это коренные леса. Они возникли в

послеледниковый период, 12-15 тысяч лет назад.

Первичных лесов на территории области осталось мало.

Типичных дубрав, которые еще можно было встретить лет 300

назад, сейчас почти нет. Но на тех местах, где раньше были

дубравы, а ныне растет вторичный лес,- можно видеть сохранившиеся растения дубрав. Таким местом является Соколья гора. Познакомимся с биогеоценозом на Сокольей горе.

  • На территории Смоленской области дубравы, наряду ссосновыми борами и ельниками, относятся к первичным лесам.Первичные леса – это коренные леса. Они возникли впослеледниковый период, 12-15 тысяч лет назад.Первичных лесов на территории области осталось мало.Типичных дубрав, которые еще можно было встретить лет 300назад, сейчас почти нет. Но на тех местах, где раньше былидубравы, а ныне растет вторичный лес,- можно видеть сохранившиеся растения дубрав. Таким местом является Соколья гора. Познакомимся с биогеоценозом на Сокольей горе.

Растения, растущие в лесу, имеют разную высоту. Эти достигается возможность совместного существования светолюбивых, тенелюбивых и теневыносливых растений.

Благодаря ярусности на единице площади возможно произрастание большого количества видов. Площадь листовой поверхности в дубраве больше поверхности земли, на которой она растет, в 7,5 раз.

Как зеркальное отражение наземной ярусности, в почве существует подземная ярусность. Деревья первого яруса имеют самые глубоко залегающие корни.

Рассмотрим ярусы дубравы.

составляют высокие деревья: дуб черешчатый, ясень обыкновенный, вяз шершавый, липа мелколистная. Растения первого яруса -светолюбивые. Они выше остальных и поэтому поглощают максимум света.

Дуб черешчатый (летний)

Листья распускаются позже остальных деревьев – в конце мая. Требователен к составу почвы. Высота до 50 м. Живет до 1000 лет.

Липа мелколистная

Высота – до 30 м. Живет до 400 лет. Цветет в июле. Хороший медонос. Одно дерево в возрасте 50 лет дает 10-12 кг меда.

составляют деревья ниже деревьев первого яруса: клен платановидный, рябина обыкновенная, черемуха обыкновенная, дикая яблоня.

К этому ярусу относят и подрост деревьев первого яруса.

Растения второго яруса светолюбивые или теневыносливые.

Высота до 15 м. Живет до 100 лет. Плод – яблочко.

Дерево или кустарник до 10 м высотой. Выделяет много фитонцидов.

Шиповник коричный

Четвертый ярус

образуют травянистые растения: папоротники, ландыш майский, купена, вороний глаз, зеленчук, бор развесистый, осока волосистая.

Эти растения тенелюбивые.

Они многолетние, имеют подземные органы, которыми размножаются вегетативно. В лесу насекомых опылителей мало, плодов с семенами образуются мало. Вегетативное размножение тоже приспособление растений к жизни в лесу.

Медуница неясная

Щитовник мужской

Вороний глаз

составляют тенелюбивые растения: мхи и лишайники.

Часто эти растения встречаются на стволах деревьев. Вреда дереву они не приносят.

Мхи и лишайники относятся к эпифитам – растениям, поселяющимся на других растениях, но не паразитирующих на них.

Лишайник пармелия на стволе дерева.

Лишайник ксантория на стволе дерева

Растения дубравы цветут в разные сроки. Это можно назвать ярусностью во времени. Благодаря этому достигается лучшее опыление растений.

Можно выделить четыре волны цветения.

В конце марта – начале апреля зацветают ветроопыляемые деревья и кустарники. Листьев на деревьях нет. Пыльца свободно перелетает на большие расстояния. Соцветия у растений – повислые сережки.

К ветроопыляемым деревьям и кустарникам относятся: осина, тополь, лещина, ольха, береза.

Растения –эфемероиды ( вторая волна цветения ) Подснежники являются светолюбивыми растениями. Среди них встречаются эфемероиды – многолетние растения с быстрым сроком развития. В конце мая – начале июня надземная часть эфемероидов отмирает, а семена успевают созреть.

Ветреница дубравная

Ветреница лютиковая

Гусиный лук

Так выглядит весенний лес, когда цветут подснежники. В лесу много света. В листьях интенсивно протекает процесс фотосинтеза. В подземных органах – корневищах, клубнях или луковицах сохраняются питательные вещества для цветения следующей весной.

На снимке ветреница дубравная

Третья волна цветения

В конце мая цветет большинство насекомоопыляемых деревьев, кустарников, трав: клен, дуб, черемуха, яблоня, рябина, жимолость, бересклет, ландыш, купена, вороний глаз, зеленчук. Большинство растений имеют белые цветки и сильный аромат. Белый цвет в лесных сумерках самый заметный.

К четвертой волне цветения относятся растения, цветущие летом. В июне зацветают сныть обыкновенная, бор развесистый, звездчатка лесная, фиалка удивительная. На опушках цветут злаки, земляника. Большинство растений опыляется насекомыми.

Липа мелколистная зацветает позже всех деревьев и кустарников — в июле и опыляется пчелами.

Сныть обыкновенная

Звездчатка лесная

Липа мелколистная

Часть растений первого яруса опыляется ветром и плоды распространяют с помощью ветра (береза, тополь, осина, ясень).

Растения нижних ярусов чаще всего опыляются насекомыми, и плоды распространяют с помощью животных: насекомых, птиц, млекопитающих. Плоды этих растений сочные, яркие, хорошо заметные для птиц. Многие из растений имеют плоды с небольшими выростами – лакомые кусочки для муравьев, которые их и распространяют.

Плоды ясеня

Плоды крушины

Зависимость распространения семян от ярусов

Количество растений (в %)

В лесу большое разнообразие грибов, потому что много органических веществ, создаваемых растениями.

Часть грибов образует с корнями деревьев микоризу. Это симбиотические отношения. Гриб выполняет роль корневых волосков для дерева, а растение обеспечивает гриб органическими веществами.

Некоторые грибы являются сапрофитами и выполняют роль редуцентов. Они поселяются на пнях, постепенно их разрушая.

Часть грибов ведет паразитический образ жизни. Трутовики паразитируют внутри ствола дерева. На поверхности ствола появляются многолетние плодовые тела, рассеивающие споры.

Грибы сапрофиты, поселяются на пнях, постепенно пень разрушается

Пецица – гриб сапрофит, поселяется на опавших веточках

Трутовик – паразитический гриб, грибница разрушает древесину, а на стволе видны плодовые тела гриба.

Мухомор – гриб симбионт, образует микоризу с корнем дерева или питается органическими веществами лесной подстилки.

За год растения дубравы производят

10 т/га чистого прироста (считая и прирост корней).

В лесу создается свой микроклимат: влажность, затененность, защита от ветра. Вот почему здесь обитает множество животных. Обычно к растительным ярусам приурочены определенные виды животных.

Рассмотрим типичных животных дубравы.

Животные, приуроченные к первому ярусу

Дятел черный

В этом ярусе обитают птицы: зяблик, певчий дрозд, синица лазоревка, пищуха.

Много насекомых: листоедов, короедов, усачей.

Животные, приуроченные ко второму ярусу

Горихвостка

В этом ярусе множество насекомых, в основном жуков .

Животные, приуроченные к третьему ярусу

В этом ярусе обитает множество насекомых, моллюсков.

Животные, приуроченные к четвертому ярусу

В этом ярусе встречаются пчелы, осы, шмели, муравьи, бабочки и другие насекомые, некоторые виды птиц, гнездящихся на земле. Много мышевидных грызунов, среди них — лесная и желтогорлая мышь.

Опавшая листва защищает почву от промерзания и быстрого испарения влаги.

В лесной подстилке зимует много насекомых и других животных. Лесной подстилкой питаются животные, образующие детритные цепи питания. Бактерии, грибы, простейшие, клещи, черви, насекомые или их личинки способствуют разложению опада. Основная масса животных распространена до глубины 50 см.

Под 1 кв. м почвы обитает до

20 000 000 000 простейших, червей нематод насчитывается до 50 000 000.

Причины устойчивости дубравы

В дубраве обитает огромное число видов растений, животных, грибов, микроорганизмов (по подсчетам более 10000 видов без микроорганизмов).

Виды в дубраве связаны в цепи питания. Пищевые цепи переплетены в очень сложную пищевую сеть . Исчезновение какого-либо вида обычно не нарушает всю систему.

В дубраве хорошо развита саморегуляция . Все разнообразное население леса существует совместно, не уничтожая полностью друг друга, а лишь ограничивая численность особей каждого вида.

В дубраве ярко прослеживается круговорот веществ и движение энергии . Дубрава – открытая система, т.е. получает энергию из вне в виде солнечной. Органические вещества, образованные при фотосинтезе, переходят по цепям питания и отдают запасенную в них энергию на жизнедеятельность организмов. В конечном итоге происходит минерализация веществ редуцентами.

Круговорот веществ в дубраве

Деревья, кустарники, травянистые зеленые растения

Грызуны (белка, лесная мышь)

Зерноядные птицы (снегирь, зяблик, рябчик )

Растительноядные насекомые (гусеницы бабочек, короеды, усачи, листоеды

Копытные (лось, косуля, олень, кабан)

Насекомоядные птицы (пеночки, кукушка, мухоловка

Хищные млекопитающие (волк, лисица, ласка, рысь)

Земноводные (травяная лягушка, жаба)

Хищные птицы (ястребы, совы)

Потребители остатков мертвых растительных и животных организмов (бактерии гниения, дождевые черви, жуки-могильщики, почвенные простейшие, грибы)

Неорганические вещества (минеральные соли и др.)

Вадим Шефнер

Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда ее жалей.

В увеселительных походах

Не растопчи ее полей.

В вокзальной сутолоке века

Ты оценить ее спеши.

Она твой давний, добрый

Она союзница души.

Не жги ее напропалую

И не исчерпывай до дна.

И помни истину простую –

Нас много, а она одна.

Приспособленность живых организмов к совместной жизни – результат длительной эволюции. Любой вид занимает определенное место в биогеоценозе. От него зависит существование других видов.

Сохранить все виды – значит сохранить устойчивые биогеоценозы, значит сохранить биосферу.

Найдите ответы на вопросы (устно):

  • Какое значение имеет ярусное расположение растений в дубраве?
  • Какое значение имеют разные сроки цветения растений дубравы?
  • Как зависят способы распространения семян от яруса?
  • Какую роль играют грибы в дубраве?
  • Почему в дубраве обитает много животных?
  • Какое значение в жизни дубравы имеет лесная подстилка?

Письменные задания

  • Заполните таблицу.

Экологическая группа растений

2 . Запишите две цепи питания в дубраве.

3. Перечислите приспособления растений к совместной жизни в дубраве.

4. Почему дубрава является устойчивым биогеоценозом?

5. Выпишите определения терминов: эпифиты, эфемероиды.

  • М.А. Гуленкова, А.А. Красникова Летняя полевая практика по ботанике. — М., Просвещение. 1976.
  • Криксунов Е.А., В.В. Пасечник. Экология 10 (11) класс. — М., Дрофа. 2004.
  • А.В. Кулев Общая биология 10 класс. Поурочное планирование. — Санкт-Петербург. Паритет. 2001.
  • Общая биология. Учебник для 9-10 классов. Ред. Ю.И. Полянского. — М., Просвещение. 1987.
  • О.В. Петунин Уроки биологии в 11 классе. — Ярославль. Академия развития. Академия холдинг. 2003.
  • Уроки общей биологии. Ред. В.М. Корсунской. — М., Просвещение. 1977.

Фотографии Юшковой Анастасии, Перлиной Н.Б.