Мастер-класс акварельный скетч

Акварельный скетчинг для начинающих. Мастер-класс, уроки

Акварельное искусство – это самый распространённый вид живописи. Ещё давно метод использовался для лёгкой прорисовки узоров, создания эскизов. Акварель считалась наиболее практичной краской – простая в смешивании цветов, лёгкая в нанесении на любую поверхность.

Картины могли содержать грубые линии, размытые визуализации, а в XIX веке художники стали использовать акварель для заготовки (писали, что видели на улицах), которая в дальнейшем дописывалась в мастерских маслами и чернилами. Так зародился скетчинг – превращение зарисовок в полноценные картины, – доступный в изучении, как для начинающих, так и профессионалов.

Что такое скетчинг

С первого взгляда может показаться, что этот метод рисования грубый, похожий на детский рисунок, который не имеет никаких границ, красоты и законченности. Скетчинг – это метод быстрой зарисовки объектов и предметов наблюдения, которые в дальнейшем могут требовать доработок. Они необходимы для наведения контуров эскиза, «чтобы не забыть», о чём писать дальше.

Когда люди начинают рисовать акварелью, они, как правило, одержимы смешиванием красок для получения идеальных цветов. В то же время хочется сделать всё быстро, потому что это эскиз. Акварель требует преднамеренных штрихов. Они должны выглядеть на листе водянисто.

Насколько влажна бумага, сколько воды находится в кисти, сколько нового материала краски должно взаимодействовать с тем, что уже было выложено на рабочую поверхность: если не соблюдать все эти условия, акварельная роспись будет выглядеть нелепо и сыро, что и означает новый вид техники рисования — скетчинг.

Зачем и кому нужна техника быстрого рисунка

Если раньше скетчем назывались рисунки виртуозного типа, то сегодня – это образы людей, модных тенденций, городов, предметов интерьера. Сюда же относят изображения автомобилей.

Главный критерий – это скорость нанесения эскиза, стилизация и уверенность в исполнении.

Скетчинг подразумевает несколько особенностей:

  • Нужно быстро изобразить мысль на листе бумаги, чтобы донести её до собеседника. Это имеет место в проектировании интерьера или экстерьера.
  • Не детально (в виде набросков) описать образ будущего показа мод – какие модели будут актуальны на сезон или следующий год.
  • Зарисовки, которые отображают суть задумки автора. Сюда относят иллюстрации ручных творений, фотографические точности.

Скетчинг чаще всего ассоциируется с такими маркерами, как Copic, Stylefile marker, ZIG и TOUCH. На самом деле палитра оттенков разнообразней, но изначально важна классическая ручная подача изображения в 2-3 цветах.

Для этого могут быть использованы:

Мастер-класс по скетчингу «Европейский дворик». Рисуем европейские улочки спиртовыми маркерами.

  • тушь;
  • акварель;
  • карандаши акварельные;
  • уголь;
  • чернила обычные и цветные;
  • пастель.

В современном мире технологий используются даже графические рисунки «на скорую руку». Это необходимо дизайнерам, художникам и веб-дизайнерам, которые заняты в сфере создания модных направлений и стилизации интернет-проектов.

Жанры акварельного скетчинга

Акварельный скетчинг для начинающих мастеров представляет собой некую границу в рисовании, которую сложно переступить новичку.

Опытные художники относятся к такому виду направления в искусстве, как к творческой нише, которая также имеет несколько жанров:

Бесплатный онлайн-марафон «Весне дорогу!» — Мастер-класс по акварельной живописи «Полдень на реке»

  • Десертный (food sketching) – это типовое изображение блюд для создания макетов будущего меню или заготовок для сцен фотографий.
  • Скетчинг путешествий (travel) – зарисовки городов и улочек. Этот жанр известен со времён Bhagvanji Sonagra. На картинах отчётливо видны схемы проездов, транспорт и очертания людей.
  • Ботанический жанр посвящён навыку изображения природы на расчерченном листе – чаще используется разметка перспективы от удалённого объекта до приближённого на переднем плане. На такой бумаге легче рисовать близкие и дальние предметы.

Акварельный скетчинг для начинающих: жанры

  • Предметный скетчинг относят к работе дизайнерского искусства, когда есть необходимость в изображении отдельных арт-объектов. Например, жанр уместен для представления схемы создания постеров или баннеров. Бумага визуально делится на несколько частей, где изображены самостоятельные идеи.
  • Fashion sketching – схематическое изображение нарядов. Раньше и сейчас подобные зарисовки выполнялись мастерами, швеями, дизайнерами одежды для наглядности или утверждения эскизов.
  • Промышленный скетчинг предполагает создание превью объектов. Например, нужно создать заготовку будущего дизайна смартфона. Инженер-проектировщик рисует эскиз и вносит изменения.
  • Интерьерный скетчинг полностью посвящён созданию дизайна комнат, коммерческих помещений.
  • Флористическая иллюстрация может изображать «портрет» будущего дизайна экстерьера, ландшафта. Этот жанр подходит для создания заготовок при разработке украшений для банкетных залов. На листе нужно расположить все предметы украшений, которые потом располагаются в реальном интерьере.

Также можно выделить такие направления, как городские иллюстрации. Они отличаются от travel-искусства, показывая более детальные проекты домов, а не целых улиц. В последнее время стало популярно писать портреты людей в данном жанре.

Приемы скетчинга

Существует несколько приёмов, которые помогают создавать простые и сложные зарисовки. Для базового набора достаточно использовать линии и точки, геометрические фигуры и штрихи.

Мастер-класс #64 Прозрачность акварелью: Фиолетовый цветок

Для усложнения композиций применяются такие приёмы:

  • Любая картина должна быть выполнена в перспективе. Это относится не только к интерьеру, но и эскизам одежды. Гораздо сложнее представить наряд модели в движении.
  • Форма объекта задаётся с помощью освещения и теней. Если предметный скетчинг выразить без теней, рисунок будет похож на детский, где есть только круги, квадраты и разводы акварели. При наличии теней он приобретает объёмность.
  • Полнота картины будет достигнута за счёт штриховки. Дети любят закрашивать пустоты, а взрослые – дополнять их краткими линиями разной ширины. Мелкие будут указывать на углы в интерьере, а широкие – на несущие балки или выпуклые объекты.

Приемы скетчинга — это передача изображения с помощью перспективы, света и теней, штриховки

Чтобы к каждому жанру подобрать «правильные» приёмы, нужно отличать особенности чертежа. В самых простых рисунках иногда не хватает чего-то ещё для ощущения завершённости картины. К такому мнению пришёл художник Лин Чинг Че. Он ввёл понятие приёма рисования «по мокрому» (английская акварель).

Суть в том, чтобы акварельная краска наносилась на заранее смоченный лист бумаги. В итоге картины приобретают идеальный вид для создания дождливых пейзажей. Приём актуален при создании эскизов города.

Как научиться акварельному скетчингу

В академической живописи скетч представляет собой зарисовку будущей картины. В современности этот приём можно использовать для подготовительной работы, а также в качестве быстрого изображения предметов.

Чтобы научиться скетчингу без углубления в процесс изучения живописи, достаточно знать основные правила:

Дизайнеры интерьеров или одежды уже могут представить то, как выглядит объект в движении. Гораздо проще будет уместить внутри рисунка предметы интерьера, мебель, элементы декора.

Нужно представить, что наблюдатель видит все 4 стороны света, и изобразить их на рисунке в виде удаляющихся линий к центру листа. Получится что-то в виде тоннеля.

Советы начинающим

Акварельный скетчинг для начинающих дизайнеров лучше осваивать с подготовительных этапов. В первую очередь нужно рисовать по 15-20 мин в день, чтобы привыкнуть к технике.

Такой навык помогает улучшить качество набросков за короткий срок. Самостоятельно также можно научиться скетчингу, купив скетчбук, где имеются базовые рисунки для развития навыков.

Инструменты и материалы

Акварельные наброски выполняются не только красками и карандашами. Можно использовать маркеры, фломастеры и другие инструменты рисования.

Базовый набор предполагает наличие:

  • кистей разных размеров;
  • акварельных кастрюль;
  • карандашей грифельных;
  • ластика;
  • небольшого контейнера для воды;
  • полотенца;
  • блока плотной акварельной бумаги.

Акварельный скетчинг для начинающих можно легко освоить с помощью специальных наборов для скетчинга

Акварельный скетч «Панкейки с ягодами»

Простые карандаши можно заменить на Copic аналоги. Уголь и пастель лучше исключить, так как используют их для прорисовки текстуры, а этот процесс не всегда является обязательным в скетчинге.

Для создания конкретного интерьерного рисунка следует выбирать типовые цветовые гаммы красок:

  • коричневый цвет «Natural Oak, Touch, BR 91»;
  • нейтральный серый цвет «Stylefile NG №2»;
  • тёмно-серый «Chartpak №8»;
  • мятный с оттенком голубого цвета «Mint Blue, Touch, B143».

В качестве инструментов можно использовать маркер или линер для зарисовки. Белая гелевая ручка подойдёт для создания акцентов и бликов. Лист бумаги должен иметь размер А6 (10*15 см). На небольших листах прорисовка мелких деталей будет несложной. На большой площади акцент нужно детализировать мельче, яснее.

Техника скетчинга включает в себя 3 этапа — создание эскиза, заливка цветом и обработка маркером

После создания заготовки нужно прорисовать детали:

Как нарисовать лаванду. Урок акварели. Открытка с лавандой

  1. Следует расставить акценты чёрным маркером в тех местах, где имеются самые «приглушённые» отдалённые участки. Как правило, это задний фон – он еле проглядывается сквозь пелену красок.
  2. Далее нужно придать рисунку несколько акцентов. Сделать это можно при помощи цветного маркера. Пастельными цветами можно растушевать фон, который находится на рисунке в ближайшей перспективе (ближе, чем чёрные объекты).
  3. «Молочность» облаков следует делать штрихами от середины листа к верхнему краю, постепенно снижая степень давления на маркер. Таким образом, получается вертикальная ассиметрия, создаётся полутень. Акварелью это сделать проще – краска под конец совершения мазка заканчивается, оставляя менее яркий цвет.
  4. Предпоследним этапом является прорисовка графики. Нужно уловить тот момент, когда солнце освещает отдельные участки небоскрёбов, если будет использован белый цвет для бликов.

Для детализации объектов нужно использовать широкие жала маркера (его ребро). Это наиболее видимые, выпуклые части зданий и их очертания. После этого в скетчинге нужно уделить внимание тёмным цветам. В этой технике они накладываются поверх штриховки – так получаются объёмные эффекты.

Пример использования черного маркера в скетчинге

Чёрный маркер всегда просвечивается, если нанести его поверх яркой краски. В данном случае чёрным и белым можно выделять закрашенные места, чтобы освежить рисунок.

Акварельный скетчинг можно выполнять в разных техниках в зависимости от жанра и выбранного плана. В некоторых областях (пейзаж, натюрморт) невозможно обойтись без красок. И в этом разделе «мокрого» рисования есть несколько особенностей, которые нужно знать начинающим художникам – это виды техник, при помощи которых можно создавать самые разные интерпретации рисунков.

Рисуем пончики. Уроки рисования для новичков. Акварельный скетчинг

Техника лессировки

Если в процессе рисования нужно получить глубокие переливы, применяется техника лессировки или глизаль (глейз). Лессировка подразумевает нанесение одного цвета поверх другого. За счёт этого можно получить насыщенные оттенки базового цвета.

Техника выполняется в 3 вариациях:

  • Мокрым по мокрому – акварель наносится на базовый цвет, который ещё не успел высохнуть. В итоге получается новый оттенок базы за счёт полупрозрачной текстуры верхнего слоя.
  • Сухим по сухому – подсушенными кистями наносятся мазки так, чтобы базовый цвет был почти перекрыт новым цветом. Этот метод используется в промышленном дизайне, где верхний тонкий слой меняет палитру предыдущего.
  • Мокрым по сухому – сложная техника лессировки, где верхний слой создаёт оптическую иллюзию смешивания красок. На самом деле они накладываются друг на друга, частично перекрывая пигменты, не смешивая их полностью.

Техника также применяется в нанесении нескольких слоёв на непрозрачную базу в сухом исполнении. При работе с акварельными красками подмалёвка (для масла) не требуется. То же самое правило действует для акрилов.

Важно! Техника применима не везде – она выдаёт яркость красок, позволяя им выступать вперёд. Чрезмерный глянец сложно удалить, как и создать матовую глубину. Например, при рисовании неба лессировка не требуется.

Техника английской акварели

Акварельные техники делятся на несколько условных подвидов, которые группируют по критериям:

  • Спецэффекты – группа включает в себя использование соли, мятой бумаги, пищевой плёнки, листов чая, методики разбрызгивания.
  • По цветовой палитре применяются такие направления, как «монохромная (гризайль) акварель», «дихромная» и многоцветная.
  • По чистоте технического выполнения существуют направления: «чистая техника», смешанная, с использованием белила, карандашей, пастели, туши и других комбинаций.
  • По способам приёма письма выделяют резерважи (4 техники), мазки, отмывку, заливку, растяжку, вытяжку краски.
  • По степени влажности кисти выделяют сухую (отжатую), мокрую и полусухую роспись.
  • По количеству слоёв нанесения краски существует 2 техники: многослойная (лессировка) и однослойная.
  • По степени влажности бумаги выделяют комбинированную технику, рисование по фрагментарно увлажнённой бумаге, «по сухому» и «по мокрому».

Английская техника росписи относится к типу нанесения мазков «по мокрому».

В процессе это выглядит так:

  1. Лист заранее нужно смочить водой при помощи кисти.
  2. Работать можно после того, как бумага перестаёт «блестеть». Холст остаётся влажным.
  3. Краска должна наносится в технике «мокрым по мокрому».

В итоге получается идеальное соответствие степени влажности кисти и пропитанного водой листа.

Резерваж

Настоящий акварелист обладает чувством чистоты при написании картин. Скетчинг также подразумевает применение данной техники. Суть в том, чтобы белые части листа оставались таковыми, а пигмент наносился кистью.

Нельзя использовать белила, и художники часто применяют несколько техник, чтобы соблюсти границы белого цвета:

  • Обходка – сложный, но «чистый» вариант исполнения резервирования. Можно применять техники «по мокрому», но с запасом там, где краска может растечься.
  • Механическое действие на высохший край краски – метод заключается в царапании листа острым предметом для раскрытия белой подложки.
  • Маскирующая резервация – применение средств на любом этапе создания картины для последующего отбеливания (снятия). На закрытые раствором участки могут попадать брызги, акценты пятен, блики других цветов. Всё это удаляется растворителем, и граница контраста с белым листом соблюдается идеально.

В технике резерваж можно создавать сложные технические картины по скетчу и применять различные методы письма.

Техника работы по влажному листу с последующей доработкой по сухому

Эта техника включает в себя 2 классические методики – «по мокрому» и «по сухому». Суть в том, что по степени увлажнения кисти направление выбрано «сухое», а по влажности листа – мокрое.

Мастер-класс: Рим, акварельный скетчинг @youkki_art

Смешанная или комбинированная акварельная техника в скетчинге подразумевает применение сразу 2-х приёмов:

  • Задний план или отдельные фрагменты нужно смочить водой. Первый слой также наносится на влажную поверхность.
  • После высыхания бумаги и первого слоя краски нужно прорисовать основные элементы переднего плана – накладываются краски в несколько слоёв.

Получаются расплывчатые линии, смешанные с контрастными красками. В этот момент происходит диффузия, когда лист расширяется в местах увлажнения, а краска проникает внутрь его. Можно заметить, как образуются «перья птиц» в тех волокнах листа, которые смочены водой не полностью.

A La Prima

Техника выполняется в быстром темпе – наносится краска на влажный (сырой) лист одним слоем.

За сеанс можно получить достаточно красивые эффекты разводов, переливов и перетекания красок. «La Prima» означает, что художник «впервые» красит лист, после чего сразу высушивает его.

Акварельный скетчинг для начинающих в технике «А-ля Прима» позволяет сохранить свежесть рисунка без необходимости прорисовки деталей. Для скетчинга этот метод рисования подходит лучше всего.

Техника по-сухому итальянской школы

Чтобы создать скетчинг-рисунок в этой технике, необходимо сначала нанести краску в 1 или 2 слоя на сухой лист бумаги, после чего дождаться высыхания:

  • Однослойная акварель «по сухому» предполагает нанесение краски в 1 слой. Касания должны быть точными с большим слоем краски. При плохой цветопередаче можно добавить дополнительный оттенок на невысохший слой.
  • Многослойная акварель «по сухому» предполагает использование 2 разных оттенков, которые наносятся, пока краска 1-го слоя не высохнет. В отличие от предыдущей техники, в этом направлении достигают яркие акценты, перекрывающие 1-й слой.

Чтобы избежать разводов и «грязных» цветов, лучше рисовать яркой гаммой красок. Для пейзажей (заднего тёмного фона) такой метод не подойдёт.

Отмывка

В этой технике можно быстро создать несколько однотонных слоёв. Для этого художник берёт 1 часть краски и разбавляет её в 6-8 частях воды. Получается полупрозрачная жидкость с добавлением пигмента. Ею можно задать фон, нанести несколько дополнительных слоёв.

Отмывка предполагает нанесение нескольких слоёв одного цвета (голубой, светло-голубой). Метод подходит архитектурным дизайнерам, которым нужно добиться идеального фона (прозрачного), который будет служить базой для рисунка.

Использование соли

Акварельный скетчинг для начинающих будет интересен в технике создания спецэффектов. Художники используют в живописи такой ингредиент, как соль. Её кристаллы наносятся на влажный слой акварели для впитывания лишней влаги.

Как результат, путь прохождения воды к соляному кристаллу оставляет неповторимый развод за собой. Такая техника помогает создать движущуюся дымку в небосводе или облако, которое парит над городом.

Использование смятой бумаги

Акварель на заранее смятой бумаге ведёт себя крайне интересно в отличие от масел и пастели. Краска имеет особенность скапливаться в местах сгибов листа, создавая дополнительный объём.

Главное, заранее определиться с темой рисунка и методикой перегиба листа.

Использование других материалов

Неплохим инструментом для создания дополнительного эффекта является плёнка. Её можно приложить к законченному рисунку на влажную поверхность красок. Когда акварель высохнет, плёнку можно снять.

В результате получается интересный эффект – краска скапливается в тех местах, где плёнка образует стык, приподнимаясь над листом. Получается эффект наложения слоёв, который достигается в лессировке.

Акварельному скетчингу можно научиться всего за несколько уроков. Постепенно следует осваивать разные техники рисования. К тому же, можно использовать маркеры, карандаши акварельные и другие предметы для создания желаемого эффекта. Эксперимент с красками – отличный повод найти подходящий механизм их нанесения для начинающих художников.

Видео про акварельный скетчинг

Акварельный скетчинг для начинающих — рисование вишенок:

Как разбудить фантазию: рисуем акварельный скетч

Как же разбудить свою фантазию, когда много забот и дел. С чего начать рисовать? Я предлагаю вам, один мастер-класс для вдохновения и начала своего творчества.

Нам понадобится:

1. Краски акварельные.

2. Кисть.

3. Тушь чёрная.

4. Перо.

5. Карандаш.

Рисуем акварельный скетч! Тост авокадо и яйцо #Dari_Art

6. Блокнот.

7. Салфетки.

8. Вода.

Дорогие читатели, если вас пугает тушь и перо, возьмите линеры (тонкие).

Рисуем акварельный скетч с девушкой и пионами! #Dari Art


Посмотрите, я альбомный лист сложила пополам, начинать рисовать свои рисунки, можно с маленьких форматов. Итак, с помощью карандаша, наметьте пространство, где будет самое белое пятно. Я решила, что у меня в центральной части будет женское личико. Рисую овал лица.

Теперь карандаш убираем. С помощью распылителя увлажняем бумагу. Можно увлажнить лист с помощью губки, главное аккуратно промочить водой.

Наберите краски на кисть и вперёд! Да, скажите вы, легко сказать. Вот в этом и фокус, как бы вы не наносили краску, всё равно получится красиво. Сами смотрите! Я нанесла красный колер на бумагу. Краска стала хаотично растекаться.

Сделайте несколько широких мазков, уберите лишнюю влагу, посыпьте мелкой солью. Оставьте лист сушиться на несколько минут.

Когда лист высохнет, возьмите перо и тушь.

Простым карандашом уточните рисунок. Смотрите, чтобы карандаш был средней мягкости, иначе могут остаться следы после нанесения рисунка.

А теперь начинаем рисовать пером. Цветы можно стилизовать, пустоты заполнять графическими фактурами или заливать тушью.

Если вы не знаете какие цветы рисовать, наберите пару фотографий с букетами и рисуйте. Ищите свою форму, смотрите у других художников, копируйте! Вот, что у меня получилось!

Пишите, как вы будите фантазию, чем вдохновляетесь? С уважением Фани.

Акварельный скетчинг

Акварельный скетчинг: понятие, техники, курсы

Вы хотите научиться хорошо рисовать, но при этом вас привлекают больше краски, чем карандаш? Тогда данная статья для вас. В ней мы расскажем о том, что такое акварельный скетчинг, и дадим некоторые советы по его освоению. Но самое главное, мы подскажем вам, где и как можно быстро и результативно освоить данный вид художественного мастерства. Ну, а дальше — выбор будет за вами.

Мастер-класс по скетчингу «La cafe». Архитектурный акварельный скетчинг.

Акварельный скетчинг – понятие

Модное сегодня слово «скетчинг» дословно означает «быстрый рисунок». То есть речь идет об эскизе, наброске, который, на самом деле, делается очень быстро и исключает детальную прорисовку изображений. Цель такого счетчинга только отразить общую композицию, передать атмосферу и эмоции.

Для новичков скетчи это прекрасный вариант начать хорошо и правильно рисовать. Ведь такой эскиз в любом случае необходим для любого полноценного рисунка или даже картины. А в любой серьезной живописи сначала делается набросок, а уже потом выполняется его детальная прорисовка.

РИСУЕМ ПИОН. Бесплатный мастер-класс по созданию акварельного эскиза. Анна Цветкова, Марина Чугунова

Однако в настоящее время скетчинг выступает как отдельная область современного искусства. Он позволяет получить практически мгновенный результат, что в наше динамичное время очень актуально.

В свою очередь, под акварельным скетчингом понимается техника быстрого рисунка, выполненная с использованием специальных акварельных красок. Он идеально подходит для начинающих художников, которым нравятся яркие краски, воздушность, легкость и тонкость цветовых переходов.

Акварельный скетчинг — уроки и техники

Если скетчи, выполненные маркерами и карандашами, чаще всего сегодня используются в дизайне — как эффективный способ объяснить клиенту задумку автора, то обсуждаемый нами вид скетчинга обычно выполняется для души. Чтобы зафиксировать чувства, эмоции от увиденного на бумаге. Курсы рисования акварелью в нашей художественной студии.

Связано это напрямую с тем, что скетчинг акварельными красками всегда будет занимать больше времени, чем обычная зарисовка сюжета простыми или цветными карандашами. Однако от этого он не становится менее увлекательным, а, наоборот, для ценителей цвета и скорости приобретает новые нюансы выполнения рисунка.

Объяснив отличие скетчинга акварелью от других набросков, мы переходим к следующему важному моменту. Чтобы овладеть техникой акварельного скетчинга, уроки мастерства придется брать не только по быстрому рисованию, но и по акварельной живописи. Здесь эти два понятия тесно переплетаются.

И хотя данный вид изобразительного искусства потребует от вас больше времени и сил, но ведь и акварель любит смелых и решительных, а сам процесс и результат, можно не сомневаться, будут очень вознаграждающими. В акварели самое главное – получать наслаждение от работы.

Если вы посмотрите акварельный скетчинг на видео, то увидите, что для работы вам потребуются только акварельные краски, кисти, палитра, вода и бумага. Набор небольшой, но на коленке или даже в кафе за столиком заняться данным видом деятельности не получится. Работа с красками требует определенных условий.

Акварельный скетчинг — курсы в школе рисования «Аквамарин»

Перед человеком, который хочет научиться делать быстрые рисунки акварелью, обычно два пути. Первый — изучить акварельный скетчинг на курсах, а второй – пойти самостоятельным путем. Не откроем Америку, если скажем: чтобы стать «человеком, проворном в своем деле», всегда нужно учиться.

Приглашаем вас в нашу Школу рисования «Аквамарин». С вами будут заниматься профессиональные художники-акварелисты. Они научат вас создать красивые и быстрые зарисовки цветов, фруктов, пейзажей и натюрмортов. Будет много практики.

Вы поймете, как не только рисовать интересную картинку, но и передавать на ней настроение и эмоции. Наши преподаватели дадут вам знания по теории цвета и акварельным техникам. От них вы услышите много полезных советов и слов ободрения.

Чтобы освоить акварельный скетчинг, купить абонемент на индивидуальный и групповой курс можно уже сейчас. С нами у вас все получится!

Сертификат на мастер-класс по акварельному скетчингу

Акварельный фуд-скетчинг

Авторский он-лайн курс из пяти уроков

Урок №1 Фуд скейтч мороженого в вафельном стаканчике

Урок №2 Фуд скетч Чиз кейка

Урок №3 Фуд скетч Клубничный мусс в стеклянном стаканчике

Урок №4 Фуд-скетчинг макарони

Урок №5 Фуд-скетчинг ягодного тортика

4. Акварельный скетч

Цель сегодняшнего занятия: Изучить акварельные техники, 3 из них закрепить на практике.


1.Техника многослойной акварельной живописи (Лессировка)

Лессировкой называется способ нанесения акварели прозрачными мазками (как правило, более темные поверх более светлых), один слой поверх другого, при этом нижний всякий раз должен быть сухим. Таким образом, краска в разных слоях не смешивается, а работает на просвет, и цвет каждого фрагмента складывается из цветов в его слоях. При работе в этой технике можно увидеть границы мазков. Но, так как те прозрачны, это не портит живопись, а придает ей своеобразную фактуру. Мазки выполняются аккуратно, чтобы не повредить и не размыть уже высохшие живописные участки.

Лессировка — это техника насыщенных цветов, глубоких теней, наполненных красочными рефлексами, техника мягких воздушных планов и бесконечных далей. Там, где стоит задача добиться интенсивности цвета, многослойный прием стоит на первом месте.

2.Техника акварели «Резерваж» (Белые и светлые участки)

«Резерважем» в акварели называется не записанная белая или самая светлая часть листа. Белый цвет передается за счет цвета бумаги. Другими словами — художнику все время нужно помнить о тех участках, которые он должен оставить белыми и «обходить» их цветом, оставляя нетронутыми. «Обходка» – самый сложный и самый «чистый» прием резервирования.

Можно решить задачу техники «Резерваж» несколькими способами:

  • с помощью скотча
  • парафина
  • восковых карандашей
  • используют обработку уже высохшего, красочного слоя различными «механическими» способами (выскребание, удаление красочного слоя с помощью лезвия бритвы и пр.)
  • высветление необходимых мест с помощью отжатой кисти, или например салфетки по непросохшему или высохшему слою

3.Техника «по-сырому» или «по-мокрому» («английская» акварель)

Суть этого приема заключается в том, что краска наносится на предварительно смоченный водой лист. Степень его влажности зависит от творческого замысла художника, но обычно начинают работать после того, как вода на бумаге перестает «блестеть» на свету. При достаточном опыте можно контролировать влажность листа рукой. В зависимости от того, насколько наполнен водой волосяной пучок кисти, принято условно различать такие способы работы, как «мокрым-по-мокрому» и «сухим-по-мокрому».

Достоинства техники по-мокрому.

Такой способ работы позволяет получить легкие, прозрачные цветовые оттенки с мягкими переходами. Особенно успешно этот метод используется в пейзажной живописи.

Сложности техники по-мокрому.

Основная трудность кроется в главном достоинстве — это текучесть акварели. При наложении красок этим методом художник нередко зависит от капризов растекающихся по мокрой бумаге мазков, которые в процессе творчества могут получаться далеко не такими, как предполагалось изначально. При этом исправить лишь отдельный фрагмент, не затронув остальные, практически невозможно. В большинстве случаев переписанный участок будет дисгармонировать с общей структурой остального полотна. Может появиться определенная замызганность, грязь и т.п.

Этот способ работы требует постоянного самоконтроля, свободного владения кистью. Лишь значительная практика позволяет художнику некоторым образом спрогнозировать поведение краски на сырой бумаге и обеспечить достаточный уровень контроля над ее растеканием. Живописец должен иметь ясное представление о том, что он хочет и как он должен решить поставленную задачу.

4.Работа по сырому листу в начальной стадии с последующей доработкой «по сухому»

В данном случае художник делает основу работы по сырому листу, а работу над деталями продолжает когда лист уже высох. Такая технология позволяет комбинировать нежные переходы живописи «по сырому» с написанными поверх них акцентами на мелких деталях.

Упражнение №1.

На формате А4 нарисовать пейзаж, используя 3 акварельные техники: лессировка (глазурь) , по-мокрому и по-сухому сухой кистью .

Этапы выполнения задания:

  • Зарисовка в трех квадратах 7*7
  • Просмотр после первого пейзажа, обсуждение,советы от ребят и преподавателя
  • Корректировка и доработка 2-х других техник

ANA | АКВАРЕЛЬ: СКЕТЧ ЗА 20 МИНУТ — УРОК РИСОВАНИЯ WATERCOLOR

Упражнение №2.

На формате А4 с оздать скетч на формате А5 с помощью губки через подмалевок на черновике.


Этапы выполнения задания:

  • На черновике проба пера (поставить несколько цветовых пятен губкой)
  • Просмотр + обсуждение (генерация идей скетча)
  • Дорисовка ручкой образа
  • Просмотр
  • Корректировка и доработка скетча

5.Техника A La Prima

А-ля прима* (итал. Allaprima; произн. – «аля прима») – то же, что и живопись по сырому.

Это живопись по-сырому, написанная быстро, в один сеанс, при которой создаются неповторимые эффекты разводов, переливов и перетеканий краски.

Достоинства техники A la Prima.

Попадая на влажную поверхность бумаги, краска растекается по ней неповторимым образом, делая картину легкой, воздушной, прозрачной, дышащей. Не случайно, работу, выполненную в такой технике, практически нельзя скопировать, так как каждый мазок по мокрому листу уникален и неповторим. Сочетая различные цветовые комбинации с многообразием тональных решений, можно добиться удивительных переливов и переходов между тончайшими оттенками. Метод а-ля прима, поскольку он не предполагает многократных прописок, позволяет сохранить максимальную свежесть и сочность красочных звучаний.

Кроме этого, дополнительным преимуществом данного приема будет определенная экономия времени. Как правило, работа пишется «на одном дыхании», пока лист влажный (а это 1-3 часа), хотя, при необходимости, можно дополнительно намочить бумагу в процессе творчества. В быстрых по выполнению набросках с натуры и эскизах этот метод незаменим. Уместен он и при выполнении пейзажных этюдов, когда непостоянные состояния погоды обязуют к быстрой технике выполнения.

При письме рекомендуется составлять смеси из двух, максимум из трех цветов. Лишняя краска, как правило, ведет к замутнению, к потере свежести, яркости, цветовой определенности. Не увлекайтесь случайностью пятен, каждый мазок призван отвечать своему назначению — строго согласовываться с формой и рисунком.

Сложности техники A la Prima.

Достоинство и одновременно сложность здесь в том, что изображение, мгновенно возникающее на бумаге и причудливо расплывающееся под действием движения воды, впоследствии невозможно подвергнуть никакому изменению. Каждая деталь начинается и заканчивается в один прием, все цвета берутся сразу в полную силу. Поэтому данный способ требует необычайной сосредоточенности, отточенности письма и идеального чувства композиции.

Еще одним неудобством можно назвать ограниченные временные рамки исполнения подобной акварели, так как нет возможности неторопливой работы с перерывами между сеансами живописи (в том числе при написании картины большого формата, путем постепенного исполнения отдельных фрагментов). Изображение пишется практически без остановки и, как правило, «в одно касание», т.е. кисть по возможности касается отдельной части бумаги лишь один-два раза, более не возвращаясь к ней. Это позволяет сохранить абсолютную прозрачность, легкость акварели, избежать грязи в работе.

6.Техника «по-сухому» (итальянская школа)

Заключается в том, что краска наносится на сухой лист бумаги одним-двумя (однослойная акварель) или несколькими (лессировка) слоями, в зависимости от идеи художника. Этот способ позволяет обеспечивать хороший контроль над растекаемостью краски, тональностью и формой мазков.

Рисуем лимон. Уроки рисования. Акварельный скетчинг

Однослойная акварель «по-сухому».

Как видно из названия, в данном случае работа пишется одним слоем по сухому листу и, как правило, в одно-два касания. Это позволяет сохранить чистоту цветов на изображении. По мере необходимости можно «включить» краску другого оттенка или цвета в нанесенный, но еще не высохший слой.

Однослойный метод сухим-по-сухому более прозрачен и воздушен, чем лессировка, но не имеет красоты мокрых переливов, достигаемых техникой A la Prima. Однако в отличие от последней, без особых сложностей позволяет выполнять мазки нужной формы и тональности, обеспечивать необходимый контроль над краской. Используемые в работе цвета, во избежание возникновения грязи и замызганности, желательно продумывать и готовить заранее, в самом начале сеанса живописи, чтобы беспрепятственно их наносить на лист.

В данной технике удобно работать, заранее наметив контуры рисунка, так как нет возможности внести корректировку дополнительными слоями краски. Этот метод хорошо подходит для графических изображений, так как мазки на сухой бумаге сохраняют свою четкость. Кроме того, такую акварель можно писать как за один сеанс, так и за несколько (при фрагментарной работе) с перерывами по мере необходимости.

7.Техника с использованием соли

Соль (как крупная, так и мелкая), рассыпанная по сырой акварели неравномерно разъедает краску и создает на пятне особую фактуру. Этот прием эффективен по первому слою краски. Когда работа высохнет соль можно удалить сухой тряпкой или даже рукой.

8.Техника Отмывки

Отмывка— это метод выявления формы объекта путем послойного наложения красок в градации от блика до падающей тени. Фактически это способ тональной проработки объекта.

Проще говоря, мы тоном показываем области блика, света, полусвета, полутени, тени. Отмывка является, пожалуй, самым простым, хотя и длительным процессом в акварельной технике.

9.Техники с использованием других материалов

Существуют техники, когда акварель смешивается с другими красящими материалами, например, с белилами (гуашью), акварельными карандашами, тушью, пастелью и др. И, хотя результаты также бывают весьма впечатляющими, такие техники не являются «чистыми».

В случае сочетания акварели с карандашами, последние дополняют полупрозрачность красок своими яркими и ясными оттенками. Карандашами можно или подчеркнуть некоторые детали живописного изображения, делая их четче, заостреннее, либо всю работу выполнить в смешанной технике, в которой в равной мере присутствуют линейные штрихи, мазки кисти и красочные разводы.

Пастель не так удачно соединяется с акварелью, нежели карандаш, однако порой художники используют её, нанося пастельные штрихи поверх готовой акварельной отмывки.

Тушь, как черная, так и цветная, может быть использована вместо акварели. Однако тушь дает новые возможности и обычно используется в отмывках кистью или рисунках пером. Сочетание рисунка черной тушью и абстрактных акварельных пятен, сливающихся и пересекающих границы нарисованных тушью предметов, придает работе свежесть и выглядит оригинально.

Сочетание акварели и пера очень удачно, например, для книжных иллюстраций.

Как правило, белила (непрозрачный красящий материал, например гуашь) в смешанной технике используются для «упрощения» процесса живописи. Порой «резерваж» отдельных мест картины представляет определенную трудность, особенно когда эти места маленькие и их много. Поэтому некоторые художники пишут без него, а затем «отбеливают» нужные места краской (например, блики на предметах, снег, стволы деревьев и т.п.).

При создании одной работы возможно и комбинирование различных материалов, например, кроме акварели, в процессе живописи употребляются и белила, и тушь и пастель, в зависимости от творческого замысла художника.

10.Техники с использованием смятой бумаги

Определенный интерес представляет собой акварель, выполненная на предварительно мятой бумаге, благодаря чему краска особым образом скапливается в местах перегибов листа, создавая дополнительный объем.

Все об акварельном скетчинге

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

  1. Что необходимо?
  2. Жанры акварельного скетчинга
  3. Обзор приёмов
  4. Основные техники
  5. Советы начинающим
  6. Красивые примеры

Акварельный скетчинг является довольно распространённой техникой рисования. Что для него необходимо, какие жанры и техники имеет данный вид живописи, расскажем в этой статье.

Что необходимо?

Акварельные скетчи можно выполнять и обыкновенными красками, и цветными карандашами. Допускается также задействовать при этом разные спиртовые маркеры, фломастеры и другие атрибуты для творчества. Вообще, в базовом наборе рекомендуется иметь сам скетчбук для рисования или плотные листы бумаги для акварели, акварельные кастрюли, грифельные карандаши, кисточки разного размера, ластики, среднюю по размеру ёмкость для воды, а также полотенца или одноразовые сухие салфетки, а иногда и референсы, которые необходимы для того, чтобы художник мог на что-то ориентироваться при рисовании.

Особое внимание стоит уделить выбору скетчбука. В нынешнее время на рынке представлено множество вариантов, которые отличаются друг от друга форматом, переплётом, расцветкой и текстурой бумажных листков. Все эти факторы одинаково важны. Выбирать стоит исходя не только из своих предпочтений, но и из особенностей материала, который используется для рисования.

Так, если вы планируете рисовать скетчи акварелью, то лучше всего отдавать предпочтение скетчбукам с плотной бумагой, которая подойдёт для создания быстрых набросков и небольших акварельных изображений. Гладкая бумага, напротив, уместнее будет в том случае, если вы привыкли работать с карандашом и тушью. Наличие или отсутствие пружины в скетчбуке тоже важно. Так, если она есть, то листы не будут выгибаться при открытии, что сделает процесс рисования более удобным.

Жанры акварельного скетчинга

Существует множество жанров акварельного скетчинга. Каждый из них имеет свои собственные особенности, а вот сказать, какой из них будет более простым, а какой, напротив, сложнее, довольно сложно. Так, десертный жанр, или же food sketching, подразумевает рисование разных блюд, будь то пирожные, авокадо, фрукты, кофе или что-то ещё. Обычно это типовые рисунки, которые необходимы для того, чтобы была возможность создать план планируемого меню или сделать заготовки для сцен фотоснимков.

Travel sketching – это жанр путешествий. Он включает в себя наброски городов, улиц. Как правило, архитектуре домов и зданий в таких рисунках не уделяется слишком много внимания, зато на изображениях чётко просматриваются схемы проездов, машины, силуэты прохожих.

Ботанический жанр тоже пестрит идеями для скетчинга. Он подразумевает рисование пейзажа на заранее размеченном листке, для чего зачастую задействуется разметка перспективы от отдалённого предмета до близкого, что находится на главном плане. Таким образом процесс рисования отдалённых и близких предметов несколько облегчается. В данном жанре можно рисовать самые разные пейзажи: и природу весной, и зимние деревья.

А вот предметный жанр часто используется для создания постеров, плакатов и баннеров. Как правило, листок визуально размечается на несколько частей, в которых и изображаются конкретные элементы, каждый из них является самостоятельным объектом на рисунке.

Fashion sketching подразумевает быстрое и схематичное рисование элементов одежды. Ранее такие наброски часто делали дизайнеры одежды и швеи, чтобы утвердить эскиз и представить вещь более наглядно.

Промышленный скетчинг представляет собой изображения, в которых отражается основная суть объекта, то есть должно получиться что-то вроде превью. Человек рисует эскиз будущего предмета и дальше просто вносит определённые правки, если это нужно.

Интерьерный жанр, как понятно из названия, посвящается созданию набросков интерьера комнат или помещений для организаций. Такие рисунки помогают наглядно представить будущую обстановку, прикинуть дизайн.

Флористические скетчинги, как правило, предназначаются для изображения планируемого дизайна ландшафта и не только. Данная жанровая направленность является наиболее подходящей для создания заготовок при разработке украшений для праздников. В альбоме рисуются все предметы и украшения, будь то цветы или что-то ещё. Причём на листке они располагаются в таком положении, в каком будут находиться впоследствии в реальной жизни.

Обзор приёмов

Есть разные приёмы для скетчинга, которые позволяют делать и простые, и сложные рисунки. Для простых набросков, как правило, хватает использования линий, точек, фигур из геометрии или штришков. А вот для того, чтобы усложнить композицию, можно применять более «крутые приёмы». Например, наличие перспективы, причём не только в рисовании зданий и интерьера, но и при изображении эскизов одежды, куда можно добавить модель в движении, что значительно усложнит работу.

Наличие освещения и теней – это ещё один приём, который позволит сделать более сложное изображение. Без использования светотени изображение больше будет походить на работу ребёнка. А ее использование позволит сделать объект более объёмным и натуралистичным. Штриховка – тоже важный приём, который усложняет скетч. Обычно мелкие штришки помогают указать на угловые части интерьера, а широкие обращают внимание на несущие балки или объёмные предметы, которым свойственна выпуклость.

Экспресс-урок по акварельному скетчингу «Дверь»

Основные техники

Лессировка

Эта техника также часто называется глизаль или глейз, что означает многослойную живопись. Она необходима для того, чтобы рисунок имел более глубокие переливы. Данная техника подразумевает поэтапное нанесение оттенков друг на друга, что позволяет получить более насыщенный цвет. Есть несколько разновидностей данной техники. Одна из них – «мокрым по мокрому». Суть данной техники проста: оттенок наносится на базовый цвет, что ещё не просох. Это позволяет получить новый цвет, что происходит за счёт полупрозрачности верхнего слоя краски.

Ещё одна техника – это «мокрым по сухому». Она не такая лёгкая, как предыдущая. В данной технике два слоя акварели пошагово накладывают друг на друга, что создаёт ощущение смешения двух цветов. На самом же деле пигменты цветов просто отчасти перекрывают друг друга, не смешиваясь в однородную массу. И третья техника – это «сухим по сухому». Она подразумевает нанесение сухими кистями мазков так, чтобы основной цвет перекрывался новым. Часто данную технику нанесения цвета используют в промышленном дизайне.

Мастер-класс по акварельному скетчингу «Ночной Сан-Франциско»

Говоря о технике лессировки в целом, стоит сказать и о том, что она применяется не везде, ведь данный способ помогает проявить яркость оттенков, что позволяет им выступить вперёд. Из-за этого появляется глянец, избавиться от которого, заменив его матовой глубиной, будет непросто. Так, к примеру, данная техника совершенно не подходит при изображении небосвода.

Английская акварель

Смысл данной техники заключается в том, что цвет наносится на бумажный лист, который необходимо заранее смочить в воде. То, насколько бумажная основа рисунка должна быть влажной, зависит от того, что задумал изобразить творец. Как правило, во многих случаях достаточно такого уровня влажности, при котором вода на листке не блестит при хорошем освещении. Опытные мастера могут контролировать влажность бумаги с помощью руки.

В целом у данной техники есть и достоинства, и недостатки. Если говорить о положительной её стороне, то здесь можно выделить тот факт, что при рисовании получаются лёгкие и мягкие оттенки, которые почти прозрачны. Переходы же между ними мягкие, что придаёт работе особую нежность. Довольно часто данная техника используется при изображении пейзажей.

Однако есть и минусы. Они заключаются в сложности работы с помощью данной техники, ведь акварельной краске свойственна текучесть, что может испортить задумку художника. При этом корректировать только конкретный фрагмент, скорее всего, не получится – придётся вносить изменения и в остальные части рисунка. Вы, конечно, можете попытаться предугадать «поведение» акварели, однако сделать это наверняка не сможет даже самый опытный мастер.

Резерваж

Ещё одна интересная техника. Вообще, под словом «резерваж» понимается та часть листка, которая является самой светлой или же вообще не была заполнена цветом. То есть при работе в данной технике художник должен оставлять конкретные белые места, обходить их, чтобы полноценно реализовать свою задумку. Особенно данная техника подходит при написании новогодних пейзажей, ведь зимой в природе, как правило, очень много белого.

Часто, применяя данную технику, художники используют дополнительные материалы, чтобы случайно не закрасить нужный им белый фрагмент. Часто для этого задействуются скотч, парафин, восковые карандаши. Иногда с необходимых мест краска попросту выскребается с помощью бритвенного лезвия. А в некоторых случаях такие места высветляются с помощью отжатой кисти или сухой салфеткой – ими проходятся по слою, что ещё не успел просохнуть полностью.

Работа по влажному листу с доработкой по сухому

Данная техника включает в себя два вышеупомянутых метода: «по мокрому» и «по сухому». Суть её заключается в том, что при высокой степени влажности кисти выбирается «сухая» направленность, а при высокой степени увлажнения бумаги – «мокрая». То есть получается, что при работе задействуются сразу две техники рисования. Всё это позволяет получить расплывчатые и более мягкие контуры, цвет которых смешивается с более контрастными оттенками, из-за чего происходит диффузия: бумага расширяется в тех частях, где она излишне влажная, и туда проникает цвет.

Как нарисовать торт. Урок рисования. Скетчинг для начинающих.

A La Prima

Данная техника основывается на быстром темпе работы, она лучше всего подходит именно для скетчинга. Подразумевает оперативное нанесение одного слоя цвета на сырой листок бумаги. В такой технике особенно часто изображают море с кораблями, однако и другие рисунки в ней также могут выполняться. Используя данную методику, вы сможете добиться того, чтобы на листке образовались красивые эффекты разводов и смешения разных оттенков. Подобный способ работы позволяет создать быстрый рисунок, в котором нет необходимости прорисовывать отдельные элементы.

По сухому итальянской школы

Данная техника подразумевает нанесение краски в один или два слоя, после чего работа отправляется на сушку. Нанося цвет в один слой, необходимо совершать точные мазки, задействуя при этом большое количество краски. Если при этом получается не самая лучшая цветопередача, то допускается улучшить её с помощью добавления оттенка на ещё не подсохший слой. При использовании двух слоёв задействуется, как правило, два оттенка. Их наносят до тех пор, пока цвет первого слоя не высохнет. Двухслойная техника позволяет достичь более красочных и ярких акцентов, которые перекрывают первый слой.

Как правило, в данной технике используются только яркие оттенки, что делается во избежание загрязнений. А вот для написания природных картин, где часто встречается тёмный задний фон, такая методика не подходит.

Отмывка

Эта методика может помочь оперативно создать сразу несколько слоёв одного тона. Суть заключается в следующем: творец смешивает краску с водой в соотношении 1 к 6 или 1 к 8, таким образом получая почти прозрачную жидкость с цветом. Ее часто используют для создания полупрозрачного фона или же наносят в несколько слоёв для получения легкого оттенка одного цвета. Нередко подобную технику используют архитектурные дизайнеры, ведь им часто необходим прозрачный фон рисунка, который не будет перетягивать на себя всё внимание.

Рисуем акварельный скетч «Девушка с ромашками».

Использование разных материалов

В акварельном скетчинге могут использоваться и разные материалы. Например, соль, кристаллы которой наносят на непросохший слой краски. Впоследствии они впитывают в себя все излишки воды, из-за чего создаётся красивый и неповторимый развод. Его можно интересно обыграть. Например, этот развод может стать лёгкой дымкой на небе или мягким облачком. Некоторые при рисовании используют мятую бумагу. Акварельные краски на такой бумаге ведут себя весьма нестандартно. Благодаря своей текучести они скапливаются в тех местах, где бумага была согнута, что позволяет создать больший объём. Однако при использовании такой техники необходимо точно решить, что будет изображено на картинке и какая техника перегиба листка будет задействована.

Не менее часто художники используют при рисовании пищевую плёнку. Обычно её прикладывают к уже завершённой картине, не дожидаясь полного высыхания красок. Через время плёнка снимается – к этому моменту должна высохнуть и акварель. После снятия плёнки вы сможете обнаружить образование такого эффекта, который достигается при помощи лессировки, то есть эффект наложения слоёв.

Советы начинающим

Не бойтесь использовать в работе новые техники, ведь эксперименты, особенно если дело касается творчества, – это не плохо. Напротив, вы сможете попробовать новые методики, открыть для себя что-то необычное и, возможно, даже улучшить свои навыки. Не стоит биться за идеальность рисунка, особенно если вы начинаете работать с нуля. Перфекционизм здесь будет явно лишним, ведь нарисовать что-то без изъянов сразу будет сложно, если не невозможно. Поначалу что-то может не получаться или выходить не таким, каким вы ожидаете. Однако самое главное на этом этапе – не забросить работу, а продолжать пытаться. Только в таком случае вы сможете набраться опыта и набить руку, ведь на ошибках учатся.

Стоит сказать и о материалах, необходимых для скетчинга. Если вы новичок в этом деле, то не стоит сразу гнаться за дорогими материалами – возможно, вы решите бросить это занятие, из-за чего деньги будут потрачены впустую. На первых порах можно запастись самыми базовыми материалами: альбомом или скетчбуком, карандашами, ластиком и краской для акварельного скетчинга. Этого будет достаточно. В дальнейшем, если вы решите развиваться в данном направлении, можно будет купить большее количество материалов лучшего качества.

Красивые примеры

Есть множество примеров акварельного скетчинга. Вот, например, портреты животных. Среди них есть и сова, и кошка, и лисица.

А вот и изображения, выполненные в десертном жанре. Стоит заметить, что выглядят они весьма аппетитно.

Пейзажи, выполненные акварелью, тоже смотрятся весьма эффектно и красиво.

Пошаговый мастер-класс по акварельному скетчингу для начинающих смотрите в следующем видео.